Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

И зачем ему знать программирование и статистику
Мы продолжаем серию материалов о профессиях в HR-сфере. Ранее уже рассказывали:
На очереди HR-аналитик. Вместе с HR-аналитиком компании Gett Юлией Дегтяревой мы выяснили, какие компетенции требуются успешному специалисту, как и куда ему развиваться и нужна ли эта роль каждой компании.
Юлия Дегтярева, Global HR-аналитик, Gett
HR-аналитик — это технарь среди гуманитариев. Такой специалист, хотя и работает в HR-отделе, фокусируется не на коммуникации с персоналом, а на метриках и данных о нем. Он анализирует показатели мотивации и эффективности сотрудников, метрики подбора и бизнес-процессов.
Еще три года назад в России должность HR-аналитика была в основном в IT-корпорациях вроде VK и Яндекса. Остальной рынок не имел особого представления о такой профессии. Но и в крупных компаниях функции HR-аналитиков выполняли преимущественно IT-специалисты с навыками работы с большими данными, но без опыта в сфере HR и анализе социальной статистики.
Сейчас российский рынок начинает постепенно формироваться, появляется понимание необходимых компетенций HR-аналитика. Однако открытых вакансий все еще немного.
На Западе эта профессия уже сформировалась. Там список обязанностей HR-аналитика выглядит примерно так:
Но в России своя специфика. Во-первых, у нас функции HR-аналитика часто комбинируют с задачами C&B-менеджера. Работодатели ожидают, что специалист будет анализировать не только данные о подборе или HR-процессах, но и участвовать в анализе HR-бюджета, грейдинге, разработке программ бенефитов.
Во-вторых, на эту роль порой нанимают специалистов из продуктовой и Data-аналитики без опыта работы в HR-сфере. В этих позициях много схожего, в частности в инструментах и методах анализа. Однако без достаточного понимания социальных факторов и человеческой психологии есть риск построить ошибочные гипотезы и выводы — например, о повышении вовлеченности и удовлетворенности персонала.
Поскольку профессия HR-аналитика в России еще достаточно молода, на рынке пока нет достаточного количества специалистов, чтобы сформировать сетку грейдов. Однако, на мой взгляд, распределить специалистов по уровням экспертизы можно было бы следующим образом:
Хороший HR-аналитик должен уметь:
Самый важный софт-скилл HR-аналитика — это критическое мышление. Нужно постоянно подвергать сомнению выводы, результаты исследований, корректность даже самостоятельно полученных данных, строить и перепроверять гипотезы.
Важна и внимательность к деталям. Не всегда сразу понятно, где прячутся ошибки в данных, так что этот навык помогает оперативно их находить и исправлять.
Системное мышление позволяет видеть взаимосвязи между не связанными, на первый взгляд, вещами, структурировать и упорядочивать бизнес-процессы.
Случается, что специфичные хард-скиллы HR-аналитика не может проверить ни рекрутер, ни нанимающий менеджер. Но есть выход: на техническое интервью можно привлечь, например, Data-аналитика, который проверит знания языков программирования, понимание основ статистики и визуализации данных.
HR-аналитика — важная функция для бизнеса любого масштаба. Через исследование количественных и качественных показателей она позволяет обнаружить проблемы в HR-процессах и эффективности работы персонала, найти решения.
Но выделенная роль HR-аналитика более востребована в средних и крупных компаниях со штатом от 200–300 человек. В организациях с меньшей численностью эти задачи распределяются по-разному:
Вакансии HR-аналитиков публикуют на Хедхантере и в LinkedIn. Но подход к поиску диктует узкий рынок: поскольку специалистов немного, лучше не ждать откликов, а использовать холодный поиск — звонить или писать каждому потенциальному кандидату.
Часто HR-аналитиками становятся профессионалы из смежных отраслей:
На мой взгляд, в этой профессии важно понимать принципы социального взаимодействия и человеческих взаимоотношений, в особенности в рамках бизнес-коммуникаций. Нужно иметь опыт работы с людьми и знать, как управлять мотивацией персонала. Поэтому специалисты из HR-индустрии имеют некоторое преимущество перед коллегами из маркетинговой сферы.
Рынок крошечный, вакансий и кандидатов мало, грейды отсутствуют. Из-за этого трудно назвать единую зарплатную вилку, которой придерживаются работодатели. Разброс огромный: например, аналитик без навыков программирования может получать от 70 000 до 220 000 рублей в месяц.
Новизна профессии и низкая емкость рынка накладывают ограничения и на карьерный трек HR-аналитика. Сейчас сложно говорить об определенных перспективах вертикального роста. А вот горизонтальное развитие возможно в следующих направлениях:
А еще бывает рост «по диагонали» — переход на руководящие должности со сменой сферы деятельности. Например, HR-аналитик может стать менеджером HR-операций (HR Operations manager) и далее развиваться в сторону COO (Chief Operating Officer): лидировать глобальные проекты и управлять операционными процессами всей компании.
HR-аналитиков начинают готовить в российских вузах. Например, можно поступить в магистратуру Высшей школы экономики на направление «Управление людьми: цифровые технологии и организационное развитие».
Пройти обучение можно и онлайн:
Советую подписаться на тематические телеграм-каналы:
В телеграм-каналах обращайте внимание на кейсы других компаний, изучайте результаты исследований и анализируйте то, как в них визуализированы данные: графики, схемы, инфографика, дашборды.
Рекомендую прочитать книги:
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности