Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Инструкция на чрезвычайный случай
В рекрутинге трудно представить что-то хуже отзыва оффера. Работодатель сделал предложение, кандидат его принял, а потом что-то пошло не так. И рекрутеру говорят: «Прости, мы не можем его нанять». Нужно извиняться и объяснять человеку, который, возможно, даже уволился с предыдущей работы, что предложение уже неактуально.
Многие работодатели сталкивались с отзывом оффера, особенно в наше нестабильное время. Но это больная тема, на которую избегают говорить. Но говорить нужно, чтобы компании знали, как предотвратить подобную ситуацию и что делать, если она все-таки случилась. Все это мы обсудили с Оксаной Лындиной — HR-директором с огромным опытом работы в банковской сфере.
Оксана Лындина, основатель профессии «HR-архитектор», ex-HRD МИнБанка и РосЕвроБанка
Проблема может прийти извне. Вспомним ковидные времена, когда объявлялись длительные нерабочие дни за счет работодателей. В такой ситуации невыгодно нанимать человека и платить ему зарплату, пока он не будет работать. Поэтому многие компании были вынуждены экстренно вводить мораторий на наем и отзывать уже сделанные офферы.
Например, бывает так: кандидат прошел этапы отбора, всем понравился и получил оффер. Но в последний момент служба безопасности что-то находит и дает крайне негативную обратную связь. Или нанимающий менеджер вдруг передумывает и сообщает рекрутеру: «Оффер надо отозвать».
Когда такое происходит, это очень плохо. Подобные ситуации говорят об уровне зрелости компании и уровне бардака в бизнес-процессах.
В трудовом законодательстве нет понятия «оффер». Из этого многие делают вывод, что оффер — просто бумажка без какой-либо юридической силы. Однако риск есть.
Трудовой кодекс запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора. При этом если компания выдала кандидату письменный оффер, то тем самым она подтвердила, что его опыт, знания и навыки соответствуют требованиям вакансии.
В такой ситуации кандидат может обратиться в суд и попытаться оспорить отказ в трудоустройстве. Не факт, что это получится, но нужно помнить:
Репутационные риски гораздо страшнее правовых. Проблема в том, что встречаются люди, которые не вступают в переговоры, а сразу же переводят конфликт в публичное поле, превращая его в скандал.
Работодателю приходится тратить много денег и времени, чтобы нивелировать последствия скандала или хотя бы снизить эмоциональный накал обсуждений в соцсетях. Такую ситуацию сложно откатить обратно: даже если компания примирится с кандидатом, у всех свидетелей конфликта все равно останется осадок. Рекрутерам еще долго потом придется слушать: «Это же вы та самая компания, которая делает офферы, а потом отказывается нанимать?»
Причем рынок требует максимальной этичности только от работодателей, но не от кандидатов. Часто бывает так, что кандидат принял оффер, компания остановила наем, подготовила рабочее место и ждет нового сотрудника. А перед самым выходом тот заявляет: «Извините, я принял предложение другого работодателя». Но в этом случае никакого осуждения и разбирательств не будет — так можно.
Если компания находится в неустойчивом положении и сильно зависит от внешней среды, то есть простое решение: не делать письменные офферы. Пусть рекрутер голосом доносит до кандидатов предложение о трудоустройстве или даже пишет электронное письмо — без печатей и подписей.
Документ с оффером — не что-то такое, без чего работодатель будет неконкурентоспособен в России.
Если же компания устойчива к внешней турбулентности и ей важно отправлять кандидатам офферы, то нужно отладить внутренние процессы подбора, чтобы избежать проблем.
Нельзя делать оффер, пока не завершена проверка кандидата. Правильный процесс выглядит примерно так:
Я не рекомендую делать оффер на позиции, которые пока еще кем-то заняты. Например, вы нанимаете кандидата на замену увольняющемуся сотруднику, который потом резко решает остаться. И вот у вас проблема.
Дополнительно можно сделать вебинар для всех участников процесса найма, на котором рассказать про правовые и репутационные риски отзыва оффера. Важно, чтобы все понимали: это не тот случай, когда можно сделать предложение и безболезненно передумать: будут последствия.
В таких переговорах необходимо активизировать эмоциональный интеллект и не отвечать негативом на негатив кандидата. Нужно, наоборот, постараться мягко погасить отрицательные эмоции собеседника — а их будет много.
Главный принцип — оставаться максимально честным, рассказывать как есть.
На роль переговорщика стоит выдвинуть эмпатичного человека, который способен расположить к себе кандидата, мягко и честно объяснить ситуацию. Обычно в этой роли выступает кто-то из HR-команды: мы максимально эмпатичное подразделение, которое лидирует процесс найма и должно решать подобные ситуации.
Не советую отправлять на переговоры рядовых специалистов. Опытный эйчар, Head of recruitment или HRD справятся лучше: у этих сотрудников хорошо прокачан переговорный скилл.
Не надейтесь ограничиться формальным письмом или сообщением в мессенджере. Без личного контакта риск негативных последствий многократно возрастает. Эта ситуация и так крайне обидна для кандидата, а если с ним еще и не удосужились поговорить, то будет крайне негативная реакция.
Лучше позвонить кандидату или даже пригласить его в офис, чтобы поговорить за чашечкой кофе и честно объясниться.
Сделайте все возможное, чтобы эта неприятная история закончилась для всех максимально цивилизованно и мягко. Что смягчает неприятное послевкусие:
Тогда нужно немедленно подключать юристов. Чаще всего в сложных конфликтных ситуациях выплачивается компенсация в рамках досудебного урегулирования претензии.
Допустим, в ответ на ваши извинения кандидат показывает заявление об увольнении с предыдущего места работы — он написал его, как только получил оффер. Вы понимаете, что собеседник настроен негативно, из-за вас он потерял работу. Существуют большие риски. В такой ситуации выплата компенсации в размере 1–2 окладов будет адекватным компромиссом, который может устроить всех. Важно только правильно оформить документы: нужно зафиксировать, что стороны договорились и претензий друг к другу не имеют.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности