Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Подбираем оптимальную стратегию поиска работы, изучаем источники вакансий, составляем резюме и сопроводительное письмо, разбираемся в этапах отбора
Сегодня рекрутер проводит интервью с кандидатом, а завтра его самого собеседует новый работодатель — это нормально на современном динамичном рынке труда. Рекрутеры точно так же, как и другие специалисты, порой ищут новую работу: откликаются на вакансии, получают отказы и приглашения, ходят по собеседованиям.
О том, как это делать правильно, мы поговорили с Еленой Соколовой из Яндекс Практикума. Елена знает все о поиске работы в рекрутменте, ведь она сама отвечает за трудоустройство студентов курса «IT-рекрутер».
👉 Что происходит на рынке труда в сфере HR
👉 Какие навыки нужны IT-рекрутеру
👉 О чем писать в сопроводительном письме
👉 Как устроен процесс найма IT-рекрутера
👉 Типичные ошибки при трудоустройстве
Елена Соколова, продакт-менеджер карьерного трека на курсе «IT-рекрутер» Яндекс Практикума
Вот 5 тенденций, которые мы замечаем после 24 февраля 2022 года:
Вилки сильно зависят от региона — если говорить про Москву и Санкт-Петербург, то картина такая:
Чтобы базово разобраться в индустрии, подойдут следующие ресурсы:
Открытых бесплатных источников знаний об IT-рекрутинге очень много. При этом сложно найти такой источник, который систематизирует и верифицирует всю информацию, чтобы можно было ей доверять.
Есть два пути: собирать знания по разным каналам, как элементы пазла, либо воспользоваться платными курсами — ускоренным способом освоения уже систематизированной информации от практиков. Например, авторы и наставники нашего курса — опытные IT-рекрутеры, которые помогают студентам совместить теорию с практикой.
Если вас интересует работа в какой-то конкретной компании, то можно поискать вакансии на ее карьерном сайте или в корпоративных аккаунтах в соцсетях.
Эти каналы становится все более популярным в кризис: работодатели стремятся сокращать расходы на платные ресурсы для продвижения вакансий, поэтому делают акцент на развитии собственных платформ.
HR-сообщество в России — узкий круг, где многие друг друга знают. Через нескольких рекрутеров из разных компаний можно выйти чуть ли не на весь рынок. Поэтому важно заниматься нетворкингом и развитием личного бренда: если о вас помнят, то будут рекомендовать своим коллегам и знакомым.
Нехватка опыта — не преграда для развития личного бренда. Например, джун-рекрутер может в соцсетях описывать свой путь погружения в IT, рассказывать о наблюдениях, проблемах и ошибках. Также полезно знакомиться с сообществом на конференциях и карьерных мероприятиях.
Многие люди ищут работу хаотично, без системы и регулярности. Они не определяют для себя сроки и критерии выбора работодателя, а просто хотят трудоустроиться «куда-нибудь». Результативность такого поиска полностью зависит от удачи — быстрый карьерный скачок вряд ли возможен.
Мы же предлагаем своим студентам более осмысленный подход:
По нашей статистике, на 8–10 откликов кандидат получает 2–3 ответа. Причем отказ тоже считается ответом. А весь процесс трудоустройства в среднем занимает от полутора до двух месяцев.
Мы проводили вебинар, на котором делали разбор специфики работы «внутри» и «снаружи»:
Если кратко, то вот ключевые различия между инхаус и работой в агентстве:
Нанимающие менеджеры и рекрутеры испытывают дефицит времени — у них есть буквально секунды на просмотр резюме. Поэтому важно создать четкую структуру, которую будет легко читать. Используйте нумерованные и маркированные списки, отступы, заголовки: тяжело пробираться через полотна текста.
Многие кандидаты ограничиваются одним предложением, когда рассказывают, чем они занимались на прошлой работе. Например, пишут: «Поиск резюме разработчиков и проведение интервью». Но я советую раскрывать опыт подробно по пунктам в привязке к требованиям вакансии, чтобы показать идеальный «мэтч» с запросом работодателя.
Нередко кандидаты начинают перечислять все, что знают и умеют: от копирайтинга до скалолазания. Это отвлекает внимание человека, который будет читать резюме, и показывает, что кандидат находится в полнейшем «расфокусе».
Достаточно перечислить 5–6 навыков, максимально приближенных к профилю должности, на которую вы претендуете.
Идеальный вариант, когда у вас есть черновик, где описан весь опыт. Откликаясь на конкретную вакансию, вы редактируете резюме под запрос конкретного работодателя.
К сожалению, это не всегда возможно: если вам нужно оставлять по 10 откликов в день, то на «адаптацию» резюме уйдет весь день. Поэтому можно поступить проще: составить тексты под разные группы вакансий. Например, для отклика на вакансию стажера — одно резюме, а на позицию джуна — другое.
Большинство ваших конкурентов напишут что-то вроде: «Здравствуйте! Вакансия меня очень заинтересовала, буду рад обсудить ее на интервью. С нетерпением жду ответа». Чтобы выгодно выделиться из них, в сопроводительном письме стоит сделать саммари резюме — максимально лаконично рассказать о себе и своем опыте.
Ключевой элемент письма — блок на мотивацию выбора. Там нужно рассказать, почему вы заинтересовались именно этой вакансией, позицией и компанией. Чтобы сформулировать ответы на эти вопросы, надо поискать информацию о компании и выяснить:
Работодатель читает письмо и понимает: кандидат уже потратил время, чтобы собрать информацию о компании. Следовательно, он мотивирован и осознанно подходит к выбору работы, а не просто рассылает отклики всем подряд.
Недавно я проводила вебинар о трудоустройстве рекрутеров, где выступали представители компании Dell Technologies и агентства g-mate. Вот как выглядит их процесс найма:
Тестовое задание обычно соответствует функционалу должности. Поэтому перед интервью полезно перечитать все требования в вакансии и подумать, как именно вы будете это делать. Например, в качестве тестового задания вам могут предложить:
Хаотичный поиск и нерегулярные отклики — без дисциплины и системного подхода сложно добиться успеха.
Не сформулированы факторы мотивации при выборе работодателя. На интервью вас спросят: «А какие предложения вы еще рассматриваете? Почему хотите попасть именно к нам?» Если на эти вопросы не будет внятного ответа, то предпочтение могут отдать другому кандидату — тому, кто объяснит свою мотивацию.
Попытка пройти интервью без подготовки. Лучше заранее подготовить ответы на типичные вопросы и вспомнить кейсы, которые подтверждают ваш опыт.
Самый популярный вопрос на собеседовании звучит так: «Расскажите о себе». После этого у вас будет около минуты или чуть больше, чтобы ответить. Импровизация — это проигрышная тактика в этой ситуации: вы обязательно забудете рассказать о чем-то важном. Пропишите текст самопрезентации так, чтобы четко обозначить свои навыки через примеры из опыта.
Отсутствие понимания карьерных перспектив. Работодатели часто спрашивают: «Зачем вы пришли в эту профессию? Каким вы видите свой карьерный рост? Чем вы хотите заниматься дальше?» И если кандидат сам не понимает, чего он хочет, то будут проблемы с трудоустройством.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности