Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Профилактика полезна не только в медицине. Регулярное общение с сотрудниками помогает быть в курсе микроклимата в команде, предупреждать выгорание и увольнения.
О том, как упорядочить взаимодействие с командой с помощью stay-интервью, поговорили с HRD в Rusprofile Эльдаром Хасановым. Эльдар рассказал, чем полезна техника, какие вопросы задавать сотрудникам и как провести stay-интервью максимально эффективно.
Stay-интервью — это разговор с сотрудниками. Его цель — выявить сильные стороны и зоны роста работодателя, чтобы эффективнее привлекать кандидатов и удерживать команду.
Stay-интервью — непопулярный инструмент в российских компаниях. До мировых потрясений бизнес редко задумывался о сохранении команды. Работодателям было проще и дешевле нанять новых сотрудников, чем удерживать действующих.
Вопросы для оценки лояльности команды и для stay-интервью похожи. Из-за этого может показаться, что спрашивать специалистов про одно и то же — пустая трата времени, но это не так. Повторяющиеся по смыслу формулировки помогают точнее интерпретировать результаты обеих техник.
Чтобы сотрудники не уставали от частых опросов, а эйчары не утонули в общении с командой и анкетах, я провожу stay-интервью и опрос для оценки eNPS друг за другом в течение года.
Преимущества техники:
На моей прошлой работе с помощью stay-интервью удалось отговорить увольняться 6 сотрудников за 3 года при численности команды 60 человек. Это были ключевые специалисты уровня тимлидов и выше.
В другой компании моя команда благодаря stay-интервью смогла сохранить около 15 сотрудников IT-департамента за 1 год.
Главный недостаток stay-интервью — большие затраты ресурсов. Чтобы техника принесла результат, нужно уделить внимание каждому члену команды, подвести итоги, обсудить их с руководством и внедрить изменения.
Подумайте, для чего вы проводите stay-интервью. Это поможет сформулировать вопросы и во время встреч с сотрудниками держать фокус на определенной теме.
Чаще всего stay-интервью проводят, чтобы выявить сильные стороны работодателя: это помогает быстрее закрывать вакансии. Еще техника позволяет понять, чего не хватает сотрудникам, чтобы исправить ситуацию и уберечь людей от увольнения.
Также stay-интервью нужно, чтобы выяснить:
Рекомендую пообщаться со всеми специалистами. Если компания большая, в первую очередь поговорите с ключевыми сотрудниками, которым сложно найти замену. Обычно в эту категорию входят люди, от которых напрямую зависит развитие продукта и финансовый результат.
Stay-интервью лучше проводить лично. Это поможет точнее уловить эмоции человека, разговорить его и выявить, где он лукавит, недоговаривает или отвечает формально.
Если значительную долю сотрудников крупной компании составляет линейный персонал (кассиры, грузчики, операторы колл-центров), stay-интервью для этих специалистов можно провести в формате анкетирования. Так получится узнать мнение каждого члена команды, но не потратить на беседы несколько месяцев.
Stay-интервью должен проводить сотрудник, который пользуется доверием команды, обладает эмпатией, чуткостью и эмоциональным интеллектом, не боится задавать вопросы и умеет активно слушать. Это может быть:
Если компания большая, можно разделить команду на группы и в качестве интервьюеров привлечь несколько человек. Это позволит равномерно распределить нагрузку.
На достоверность результатов stay-интервью влияет культура компании. Если руководители не готовы слышать критику в свой адрес, а сотрудники стесняются говорить правду в глаза, то ничего не получится. Обычно такой метод подходит компаниям с очень открытой корпоративной культурой.
Проведите инструктаж, во время которого:
Порепетируйте. Проведите тестовое интервью для интервьюера. Это поможет ему понять, как вести диалог и какие уточняющие вопросы задавать. Затем поменяйтесь ролями: пускай интервьюер задает вопросы вам. Дайте обратную связь:
Начните с малого. Выберите небольшую тестовую группу сотрудников и передайте ее в руки интервьюера. Затем запросите фидбэк у специалистов и оцените результаты разговора:
Stay-интервью состоит из 3 частей и должно длиться не более 30 минут.
Чтобы сотрудников не утомил разговор, стоит задавать не более 5–7 основных вопросов и несколько уточняющих. Составляя список вопросов для интервью, держите в фокусе цель общения.
Список вопросов для выявления EVP работодателя и способов удержания сотрудников:
Если сотрудник не доверится интервьюеру, полезного разговора не получится. Расположить собеседника помогут 4 приема:
В отдельной папке я храню файлы с информацией по участникам stay-интервью. В файле указываю ФИО специалиста, его должность и тезисно ответы на вопросы. Это помогает не терять данные и сравнивать, как меняются ценности и желания сотрудника от года к году.
К папке с анкетами могу дать доступ СЕО или тимлидам. Но важно, чтобы третьи лица не увидели анкеты сотрудников, которым вы пообещали конфиденциальность.
Проанализируйте анкеты и выделите главное:
Обычно среди рисков уход ценных сотрудников, рост текучести, мотивация команды только материальными бенефитами. Будьте готовы к тому, что руководство не сразу воспримет опасность всерьез. К сожалению, доверие к результатам stay-интервью возрастает, когда риск становится реальностью.
Можно презентовать итоги stay-интервью на встрече или отправить файл с результатами менеджменту, а затем обсудить спорные моменты.
Решения об изменениях в бизнесе принимают СЕО и топ-менеджмент, а не HR-подразделение. Важно правильно распределить ответственность: эйчары могут указать на проблемы, но они не выделяют ресурсы на их устранение.
Stay-интервью вскрывает проблемы, которые многие сотрудники не замечали. Поэтому не всеми выводами из исследования стоит делиться с командой. Иначе может случиться так, что после публикации результатов половина сотрудников обнаружит несовершенство, о котором они и не догадывались.
Не сосредотачивайте внимание сотрудников на выявленных минусах. Достаточно в общем канале поблагодарить всех за участие и уверить, что недовольства будут рассмотрены.
В процессе stay-интервью сотрудники могут озвучить сотню проблем. Но это не значит, что каждую из них нужно обязательно решать. Важно соблюдать баланс и оценивать обоснованность просьб. Для этого:
Например, у меня был случай, когда сотрудник попросил оплатить ему курсы английского языка. Мы обсудили это с ним. Выяснили, что для работы иностранный язык ему не нужен, а другие сотрудники не горят желанием заниматься английским. Поэтому предложили работнику учиться за свой счет или собрать команду единомышленников в компании, чтобы бизнес увидел реальную потребность.
Важно, чтобы сотрудники не воспринимали stay-интервью как волшебную лампу Аладдина. Для этого во время разговора со специалистами стоит подчеркнуть ограниченность ресурсов компании: удовлетворить абсолютно все хотелки не получится. Придется от чего-то отказаться, расставлять приоритеты.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности