Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Рассказываем, как оборачивать уход сотрудника себе на пользу
Кристина Речиц, редактор:
О том, как находить и привлекать нужные кадры и работать над их развитием, написаны сотни статей. Однако нужно уметь не только удерживать сотрудников, но и правильно расставаться с ними. В этой статье Ольга Пеливан, HR and Recruitment Specialist компании 482.solutions, расскажет о важности процесса офбординга и его влиянии на репутацию компании.
В отличие от хорошо знакомого HR-сообществу понятия onboarding, термин offboarding использует далеко не каждый эйчар, не говоря уже о представителях других профессий. В интернете найдется всего 20–30 толковых и еще с сотню обычных статей на эту тему, при этом у многих компаний есть Welcome Book, Welcome Box и другие инструменты для встречи новых сотрудников. И почти ничего для прощания с ними.
Русскоязычный Гугл знает только один из этих терминов
Представьте, что некий Senior Pomidor Developer Вася покидает компанию. Причины не важны. Главное другое — даже после увольнения Василий останется участником ваших бизнес-процессов. Во-первых, потому, что именно к Васе обратятся за отзывами соискатели или придут за секретами вашей внутренней кухни конкуренты.
Во-вторых, при позитивном расставании велика вероятность, что в будущем он порекомендует вас как хороших клиентов или посоветует вам высококлассных специалистов в штат. И чтобы все остались довольны и счастливы, надо выстроить процесс увольнения так, чтобы позитивное впечатление перекрыло негативное, а ваши отношения продолжились и дальше, если такое необходимо. Для решениях этих задач и нужен офбординг.
Настоящий офбординг — не только процесс увольнения сотрудника с момента принятия им решения и до последнего рабочего дня, но и любая работа над вашим взаимодействием после этих событий. Конечно, исправить можно далеко не весь негатив. Например, если компания 5 месяцев не выплачивала сотруднику зарплату, никакой офбординг не поможет. Но в любых других случаях это принесет существенную пользу.
Чтобы расставаться красиво, вы должны в числе первых узнавать о чьем-то желании уволиться. Постройте работу так, чтобы с фразой «Вася-то наш уходит!» коллеги шли сначала к вам, потому что решение работника покинуть компанию — ваша забота. Так вы всегда будете готовы и сможете контролировать уход сотрудника.
Ниже описаны шаги, которые помогут сделать увольнение Васи безболезненным для компании. Очевидные пункты вроде «Удалите его из общих систем» сюда не включались — эти процессы и так есть во всех, даже очень маленьких компаниях.
Личные вопросы — только в личной беседе. Когда Вася приходит к вам с заявлением, не стоит делать поспешных выводов и говорить при всех в кабинете: «Как неожиданно! Что же случилось?» Не все сотрудники хотят афишировать свой уход. Пригласите Василия на приватный разговор, в ходе которого и выясните истинные причины ухода. Еще вы сможете узнать, останется ли сотрудник лояльным к компании, выслушать его впечатление от работы, сфокусировать внимание на сильных сторонах и договориться оставаться на связи.
Шпаргалка для HR: примерный список вопросов для Exit Interview
Ответы на эти вопросы помогут понять, какие впечатления о работе остались у Васи, узнать о его готовности рекомендовать кого-то из своих знакомых, а также скорректировать негативные впечатления, заменив их позитивными. Потому что на каждый недовольный аргумент сотрудника найдется объяснение, почему конкретно в этой компании все так, а не иначе.
Помогите Васе разобраться с дальнейшими делами — выдайте четкий список того, что и кому надо сдать, чтобы закрыть рабочие гештальты. Аналогом такого списка в государственных учреждениях и университетах обычно служит обходной лист.
В обходной лист входят:
Важно: пункт «Удалите личную информацию» в сам список вносить не обязательно, потому что такого и так не должно быть на рабочем компьютере, однако в неформальном разговоре обязательно порекомендуйте Василию выйти из аккаунтов соцсетей и удалить с дисков личные файлы. Невероятно, но факт: на компьютерах бывших сотрудников часто остаются фотографии с семейных праздников, доступы к личным соцсетям, видео с котиками и т. д.
Предварительно уточните у Васи, можно ли сообщить о его уходе. Возможно, он собирается рассказать коллегам лично или вообще не хочет об этом распространяться. Если с этим проблем нет, поделитесь новостью письмом по общим каналам — например, через Slack или корпоративную почту. Напишите, когда Вася завершает работу, и пожелайте ему успехов. Спланируйте goodbye lunch — прощальный обед с коллективом.
Если в планах Василия молчать до победного, расскажите о его уходе в последний рабочий день. Оставлять без огласки увольнение сотрудника тоже не стоит, так как это будет похоже на замалчивание.
Рекомендательное письмо. В странах СНГ это пока не сильно развито, однако показать сотруднику, что компания ценит его работу, важно. Это будет подтверждением его достижений и компетентности, которое приятно получить любому человеку, работающему на развитие вашего дела.
Отзыв в LinkedIn. Попросите линейного руководителя или коллегу оставить отзыв о работе с Васей на его страничке — это приятно, и к тому же работодатели просматривают страницы в этой социальной сети, поэтому это еще и может ему помочь трудоустроиться.
Открытка с пожеланиями на будущее. Еще один вариант фидбека, который особенно любят на Западе. Это не несет практической пользы, просто приятно.
Шаг, особенно актуальный, если вам важно поддерживать отношения с уходящим сотрудником. Выберите канал коммуникации, который вы могли бы использовать для связи. Например, подпишитесь на соцсети, где Вася активен, и комментируйте публикации, чтобы он не забывал о компании. Создайте Alumni club (аналог клуба выпускников для университетов, только клуб бывших сотрудников) и делайте там ненавязчивую рассылку с профессиональными статьями и открытыми вакансиями компании. Рассказывайте в письмах, как вы изменились, насколько выросли, в каких аспектах стали лучше.
Сотрудники и их уходы из компаний бывают разными, поэтому выработать единый шаблон и работать под копирку не получится. Бывают Васи, которым сложно оставить положительный отзыв в LinkedIn, потому что хорошего в их работе было мало. Или выходное интервью приходится проводить удаленно, потому что работник ушел во время рабочего дня, заявив, что в жизни не вернется в это помещение. Ожидайте, что какие-то пункты придется пропустить, а какие-то делать в иной последовательности.
Если Вася доволен работой, офбординг закрепит положительное впечатление. Вы защитите репутацию компании, сотрудник уйдет довольным. Все пьют шампанское.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности