Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Стоит ли играть на нервах кандидатов
Лучший вариант — не устраивать никаких стресс-интервью. Кажется, что это очевидно, однако среди заказчиков и рекрутеров встречаются любители подобного формата общения с кандидатом.
Об этом мы поговорили с Анной Борисенко, HR-директором с 22-летним опытом, кандидатом педагогических наук, HR-консультантом и ментором. Анна объяснила, чем рискует работодатель, проводя стресс-интервью, и как отучить нанимающих менеджеров трепать нервы кандидатам.
Во время интервью работодатель полностью раскрывается перед кандидатом — показывает свои внутренние культурные ценности, приемы и установки. Поэтому компании, которые практикуют стресс-интервью, сами себе роют яму. Любой более или менее осознанный кандидат легко проведет аналогию между тем, как общаются с ним на «входе», и дальнейшей работой в компании.
Кандидат думает: «Я для них совершенно незнакомый человек. Но эти люди почему-то прямо с порога так неуважительно разговаривают со мной. Что же будет потом, когда я начну работать?»
Допустим, вы решили провести стресс-интервью по всем канонам. Общались с кандидатом крайне уважительно и доброжелательно, а потом предупредили, что сейчас начнется «стрессовый» блок вопросов. Тогда ваш собеседник, скорее всего, осознает, что это не стандартный формат общения в компании, а ролевая игра со своими правилами. Хочешь работу — сыграй и выиграй.
Но кандидат все равно понимает, что это компания «с нюансами» и «творческим руководством». Он думает: «А что дальше? Коллективное пение гимна по утрам? Абсурдные требования? Планерки в позе лотоса? А оно мне надо?»
Самодостаточные и профессиональные кандидаты не станут участвовать в этом цирке — они просто встанут и уйдут. Останутся люди, которым так нужна работа, что они готовы терпеть хамство, причуды руководства и нарушение личных границ. Если вам нужны именно такие сотрудники, то стресс-интервью — удачный выбор.
В одной компании коммерческий департамент любил устраивать стресс-интервью. Руководитель департамента и начальники отделов просили каждого кандидата «продать им ручку» — этот кейс почему-то считался идеальным маркером успешности. Тех, кому это удавалось, брали на работу, остальных отсеивали.
В ответ на просьбу продать ручку все квалифицированные и уважающие себя кандидаты пожимали плечами и уходили. В результате такого отбора в департаменте собрался очень специфический контингент сотрудников: молодые, дерзкие, стрессоустойчивые, но абсолютно непрофессиональные и несистемные.
Кандидат, который попал на стресс-интервью, скорее всего, расскажет об этом своим знакомым. Мы существуем в едином информационном пространстве, поэтому такие истории разлетаются мгновенно — особенно если они носят негативный характер. На узком рынке труда, где все друг друга знают, это очень опасно для репутации работодателя.
Представьте: вы долго и кропотливо выстраивали HR-бренд, писали статьи, участвовали в конференциях, рассказывали всем, как хорошо у вас работать. А потом один раз провели стресс-интервью и «закопали» свою репутацию.
Адепты стресс-интервью утверждают, что оно позволяет проверить, как человек поведет себя в нестандартной ситуации.
Допустим, мы нанимаем продавца в магазин. Покупатели бывают разные: кто-то может хамить, спорить, высказывать претензии, выдвигать неадекватные требования. Нам важно, чтобы сотрудник оставался невозмутимым, не поддавался на провокации и общался вежливо.
Чтобы спрогнозировать реакцию, мы решаем смоделировать «боевую» ситуацию и начинаем истошно орать на кандидата. Но результаты такого моделирования не дают ничего: если человек сохранил самообладание на интервью, это не значит, что он точно так же будет вести себя с реальными покупателями.
Не стоит забывать про контекст: это принципиально разные ситуации. На интервью кандидат хочет показать себя с наилучшей стороны и получить работу, поэтому он корректен, терпелив и вежлив. Но тот же самый человек вполне может сорваться на клиента, который приходит и начинает «качать права».
Не стоит пользоваться спорными методиками для оценки кандидатов вроде стресс-интервью, гадания и астрологии. Существуют проверенные адекватные инструменты, позволяющие прогнозировать поведение человека в разных обстоятельствах. Например, ассессмент по Хогану показывает риски проявления деструкторов в стрессовой ситуации.
Для оценки кандидата профессионалы используют не стрессовое, а структурированное интервью. Для проверки личных качеств — валидные оценочные инструменты: личностный опросник Кеттела, MBTI и другие.
Все вопросы должны касаться только тех компетенций и профессиональных качеств, которые важны для вакантной позиции. Если у вас профессиональное интервью, а не дружеские посиделки, то возьмите перечень требований к кандидату и двигайтесь по нему. Задавайте вопросы на уточнение кейсов, компетенций и мотивации собеседника, прояснение его карьерных устремлений.
Когда я провожу супервизию для рекрутеров, то часто встречаю у них вопросы ради вопросов. Например, когда у кандидата спрашивают о его опыте десятилетней давности, который уже никому не интересен.
Еще бывает, что рекрутеры или заказчики начинают «играть в психотерапевтов»: к примеру, просят кандидата нарисовать несуществующее животное, а потом долго пытаются придумать, как трактовать изображение.
Каждый вопрос должен преследовать определенную цель. Если вы не можете четко объяснить, зачем он нужен, то лучше его не задавать.
Возьмите вопросы для интервью, прочитайте каждый и оцените, было бы ли вам комфортно отвечать на него. Если вопрос вызывает неприятные ощущения у вас, то и кандидату он не понравится. В таком случае переформулируйте или вычеркните его из списка.
Некоторые заказчики любят устраивать стресс-интервью — мотивы такого поведения бывают разными. Возможно, когда нанимающий менеджер устраивался в компанию, ему самому потрепали нервы. Теперь и он испытывает новичков на прочность, считая это «боевым крещением». Иногда дело в том, что руководитель просто стремится показать власть и самоутвердиться за счет кандидата.
Расскажу один случай. Однажды мы никак не могли закрыть вакансию в отделе маркетинга: все претенденты отказывались от работы после общения с нанимающим менеджером. Оказалось, что он без нашего ведома давал каждому кандидату тестовое задание, а потом жестко критиковал результат.
Нанимающий менеджер объяснил нам: «Когда я приходил в компанию, меня попросили выполнить тестовое. Теперь я всем даю точно такое же задание». Мы поинтересовались: «А какие критерии успешного выполнения? Как понять, кто справился, а кто нет?»
Ответ нас убил: «Если кандидат сделал такую же презентацию, как я тогда, то он справился. Но пока никто не смог». Пришлось объяснять заказчику, что двух одинаковых людей не бывает, а у одной и той же задачи может быть несколько правильных решений. И вообще, его принимали на работу 5 лет назад — с тех пор многое изменилось.
Если ваш заказчик упрямо добавляет в каждое интервью щепотку стресса, то действуйте так:
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности