Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Как эйчарам и рекрутерам отстаивать личные границы и научиться говорить «нет»
Личные границы — это то, что делает нас нами. Их важно оберегать в работе и за ее пределами, иначе можно стать проекцией желаний коллег, родителей и партнеров.
Вокруг профессий эйчара и рекрутера витает много мифов: нужно быть душой компании, помогать сотрудникам с любыми проблемами и отвечать кандидатам даже среди ночи. Такие установки разрушают желание работать. Поэтому, чтобы сохранить любовь к профессии, важно уметь устанавливать и отстаивать личные границы.
Вместе с автором телеграм-канала «Карьерный психолог» Анастасией Дик разобрались, где находятся эти границы и что делать, если их нарушают.
Анастасия Дик, карьерный психолог, ex-lead рекрутмента в Яндекс Практикуме
Психологические личные границы — это принципы и убеждения, которые защищают внутреннее «я» от влияния внешних обстоятельств. Они дают ответ на вопрос, как можно и нельзя обращаться с человеком. Люди с четко очерченными прочными границами умеют отличать:
Специалист, который выстроил и чувствует свои границы, может налаживать комфортное взаимодействие с коллегами, разделять ответственность и не выгорать.
Если другие люди навязывают чуждые ценности и убеждения, они нарушают личные границы. Например, коллега постоянно критикует работу команды в общем чате. Для кого-то публичная оценка — это норма, но некоторые могут воспринять такое поведение болезненно. Эта разница в ощущениях и есть личные границы, которые у всех разные.
Эйчары и рекрутеры — это наиболее уязвимые роли в компании с точки зрения личных границ. Руководство часто перекладывает на них свою ответственность за команду. Кроме того, в сферу HR приходят люди с особенным мировоззрением и жизненным опытом.
Часто оказывается, что эти люди:
Такие паттерны поведения — благодатная почва для нарушения личных границ. Чтобы вжиться в роль, человек надевает маску безотказного, сердобольного и гиперопекающего родителя, а другим людям это только на руку. Но чем он сильнее будет отодвигать свои границы ради других, тем быстрее это приведет к выгоранию.
Другая проблема — размытая зона ответственности, особенно у эйчаров. Если рекрутер обычно занимается только подбором кандидатов, то у эйчара гораздо больше задач. Так, в дополнение к основным обязанностям он может организовывать праздники, заказывать канцелярию и даже заменять психолога. Из-за непонятного пула задач зона ответственности становится настолько большой, что человек растворяется в работе.
Чтобы заметить посягательство на личные границы, нужно прислушаться к чувствам. Верные признаки того, что границы под угрозой:
Но не все чувствуют, что их личные границы нарушают: для этого нужен высокий уровень психологической осознанности. Одни могут годами терпеть звонки начальника среди ночи, а другие — считать это нормой, пока в один момент не поймут, что работают круглосуточно.
Зачастую на симптомы закрывают глаза, пока они не станут серьезной проблемой. Так, условный эйчар будет до последнего запрещать себе «предаваться унынию» и думать о собственных проблемах — нельзя, он же опора для команды.
А потом резко наступает выгорание из-за того, что человек брал на себя много задач и сталкивался с обесцениванием своего труда. Из-за постоянной гонки за результатом и одобрением не осталось сил работать в этой сфере дальше. Возникает желание все бросить и уволиться, уйти в другую компанию.
Чтобы понять, где пролегают личные границы, нужно научиться адекватно оценивать свою зону влияния. Как только рекрутер или эйчар берет на себя задачу сверх возможностей, он создает почву для нарушения границ.
Покажу на примере. Допустим, руководство поставило рекрутеру задачу: уменьшить текучесть персонала на испытательном сроке. Неправильная тактика — тут же взять на себя решение проблемы. Очевидно, что на текучесть влияет не только рекрутер, но и руководители новичков, а также отдел онбординга. Если рекрутер этого не учтет, то получит целый букет нарушений личных границ:
Правильный подход — разобраться в задаче и оценить свои силы. Для этого можно составить матрицу роли, возможностей, ограничений и ресурсов. Вот как она выглядит:
Роль — зона ответственности рекрутера в рамках задачи. В данном случае это подбор людей, которые впишутся в команду и справятся с работой.
Возможности — что может делать рекрутер в рамках своей роли:
Ограничения — факторы, которые не входят в зону ответственности рекрутера:
Ресурсы — то, что потребуется рекрутеру для выполнения задачи. Например, помощь нанимающих менеджеров и отдела онбординга, а также время на дополнительную оценку личностных качеств кандидатов.
Расклад задачи по матрице помогает увидеть, на что рекрутер может повлиять, а что не в его власти. Такое осознание полезно для отстаивания личных границ. Если специалист убежден в своем всемогуществе, он болезненно воспримет критику руководства из-за факапов по задаче. А если рекрутер понимает, что не в силах в одиночку решить проблему, то легче примет критику руководства и объяснит, чье еще участие необходимо.
Чаще всего в роли нарушителей выступают кандидаты и нанимающие менеджеры.
Расскажу о техниках, которые помогут защитить границы в каждом из случаев.
Почему нарушают границы. Кандидаты находятся в уязвимой позиции: они доказывают свои возможности, получают оценку. Эмоционально зрелые люди могут принять неопределенность и критику. Но если кандидат не уверен в себе или считает себя лучшим, ему тяжело выдерживать процесс подбора. Из-за этого одни становятся навязчивыми, другие — агрессивными.
Рекрутеры часто сталкиваются с негативом кандидатов из-за отказа. Людей злит, что они потратили время на интервью и тестовое задание, а в ответ получают сухое «Извините, вы нам не подходите». Каждый рекрутер отреагирует на агрессию по-разному. Один прочитает сообщение и через минуту забудет обвинения в непрофессионализме, а другого это выбьет из колеи на несколько дней.
Как защитить границы. Чтобы не сталкиваться с агрессией, нужно работать с ожиданиями. Перед интервью рекрутер должен объяснить кандидату правила найма и общения.
Эти правила не исключают эксцессов: кандидат все равно может не согласиться с решением и повести себя непрофессионально. Тогда договоренности становятся щитом для рекрутера. Он может сослаться на правила и подчеркнуть, что процесс найма прошел как договаривались.
Почему нарушают границы. Часто встречаются две модели поведения нанимающих менеджеров:
В обеих ситуациях нанимающий менеджер нарушает личные границы рекрутера. В первом случае он необоснованно ставит под сомнение его компетентность, во втором — перекладывает всю ответственность за наем.
Как защитить границы. Сначала нужно разобраться в причинах такого поведения. За гиперконтролем обычно скрывается страх, что вакансия не закроется в срок или компания наймет неподходящего кандидата. Чтобы защитить свои личные границы, придется помочь заказчику преодолеть опасения. Например, тимлид разработки боится, что до Нового года не найдет тестировщика. Тогда можно показать, за какой срок обычно закрываются аналогичные роли или договориться об SLA.
Маска безразличия помогает скрыть непонимание процессов найма или неумение общаться с кандидатами. Чтобы повысить вовлеченность заказчика в процесс подбора, стоит объяснить ему, как все устроено, провести обучение. Если юрист переживает, что не сможет оценить опыт кандидата, предложите ему вместе составить шпаргалку с обязательными вопросами для интервью.
У этой техники есть 2 нюанса:
Типичные нарушители — сотрудники компании и коллеги из HR-департамента.
Почему нарушают границы. Обычно проблема в том, что сотрудники верят в миф о всемогуществе эйчара. Он становится жилеткой и спасателем из любой ситуации: от оформления отпуска до поломки ноутбука.
Часто такой подход к должности формируется руководством. В некоторых компаниях эйчаров называют менеджерами по заботе или ответственными за счастье сотрудников. Но это плохая затея: нельзя сделать счастливыми сотни людей без их усилий и желания.Такой подход ставит сотрудников в детскую позицию: они не берут на себя ответственность за свое благополучие, а ждут, когда о них позаботится кто-то другой.
Топ-менеджеры часто перекладывают на эйчаров часть своей лидерской ответственности за команду.
Как защитить границы. Чтобы сотрудники не докучали эйчару вопросами, которые находятся не в его компетенции, нужно выстраивать отношения на уровне «взрослый — взрослый». В такой модели каждый понимает свою ответственность за решение проблемы и прикладывает для этого усилия.
Например, сотрудник хочет перенести отпуск, поэтому без раздумий бежит к эйчару и вываливает на него свою задачу. Безотказный эйчар договаривается с отделом кадров, ищет шаблон заявления о переносе отпуска, помогает коллеге его заполнить. В итоге он полдня посвятил задаче, с которой сотрудник мог справиться сам.
Чтобы не сталкиваться с такой ситуацией, нужно регламентировать процессы. Так, можно опубликовать инструкцию о переносе отпуска в разделе «Полезное» на корпоративном портале. Когда коллега обратиться за помощью, будет достаточно прислать ссылку на инструкцию.
Однако эйчар должен быть готов к недовольству коллег — теперь им придется все делать самостоятельно. Недоумение, злость, разочарование — адекватная реакция людей на смену процесса. Не нужно принимать негодование на свой счет. Лучше сказать: «Да, теперь тебе самому нужно заполнить заявление и отправить его Маше из отдела кадров. Я занимаюсь оценкой сотрудников, поэтому у меня нет времени на административные вопросы. Но там ничего сложного. Уверен, ты справишься!».
Если топ-менеджеры компании поддерживает идею всемогущества эйчаров, нужно заручиться поддержкой руководителя — HRD или HRBP. Он поможет объяснить руководству, что входит в зону ответственности HR-специалиста.
Часто при защите личных границ нужно отказаться от чужой задачи, навязанного подхода к работе, возложенных ожиданий. Обычно говорить «нет» боятся те, кто уже взял на себя роль всемогущего специалиста. По их мнению, отказ разрушит образ и все увидят, что за маской волшебника скрывался черствый дилетант. Вторая причина страха отказать — боязнь увольнения или конфликта с коллегами.
Чтобы не испортить отношения с командой и руководством, нужно обосновать причину несогласия и предложить альтернативу. Допустим, коллега из отдела маркетинга попросил эйчара оценить резюме своего друга. Если у специалиста нет времени на задачу, можно сказать: «Извини, у меня сейчас такой завал, что некогда вдумчиво читать резюме. Могу посоветовать эту статью, где подробно расписаны критерии сильного резюме. Пускай твой друг сам проверит».
Отказ руководству — это отдельный квест. В этом случае стоит приготовиться к тому, что аргументы не помогут и задачу все равно придется сделать. Например, внутриком попал в больницу и кроме эйчара больше некому найти ведущего на корпоратив. В таком случае нужно сразу проговорить риски, а не обещать, что все будет идеально.
Однако регулярно перерабатывать или выполнять чужие задачи — короткий путь к выгоранию. Тогда нужно поговорить с руководством о расширении штата или пересмотре обязанностей, а если не поможет — задуматься о поиске другой работы.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности