Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Мы уже рассказывали, как важно давать развернутую обратную связь соискателям — особенно тем, кому отказали. Но получать фидбек от кандидатов — не менее важно.
Об этом мы поговорили с Оксаной Прутьяновой — руководителем направления поиска аналитиков и data scientists рекрутингового агентства New.HR. Оксана рассказала, зачем запрашивать фидбек у кандидата и как делать это правильно.
Фидбек позволяет получить инсайдерскую информацию, как вас, ваши проекты и вакансии воспринимают на рынке труда. Бывает, что отношение в целом к компании — позитивное, а к ее некоторым проектам — негативное. Например, кандидат может сказать: «Да, мне нравится ваша компания, но работать в этом проекте, с этой командой я не готов, потому что …».
Фидбек помогает увидеть, на каких этапах подбора есть системные проблемы, влияющие на финальный результат.
Вот реальный кейс. В одной компании интервью проводил тимлид, который сам только недавно начал там работать. Он еще плохо разбирался в продукте и толком не знал ничего о компании. Однажды на интервью пришел кандидат, для которого было принципиально важно работать в вовлеченной команде — там, где люди понимают цели компании и могут их транслировать. Тимлид не ответил на большинство вопросов кандидата, и показался ему абсолютно равнодушным.
В итоге кандидат наотрез отказался от работы. Но, благодаря этому кейсу и фидбеку от других кандидатов, мы вместе с техническим директором скорректировали процесс найма. Договорились, что с кандидатами будут общаться только те нанимающие менеджеры, которые могут не только оценить скиллы, но и продать вакансию, ответить на вопросы.
Бывают и другие проблемы в воронке подбора, о которых вы не узнаете без фидбека. Например:
Если человек говорит, что не готов продолжать общение по вакансии, это триггер: здесь может скрываться проблема, которая влияет на итоговый результат. Чтобы повысить эффективность подбора, необходимо сфокусироваться на причинах отказа. Важно получить фидбек от кандидата, понять, что именно пошло не так — иначе ситуация будет повторяться и с новыми кандидатами.
Всего один человек на стороне работодателя, который делает что-то не так, способен сломать весь процесс найма. Чтобы выявить проблему, берите фидбек у кандидатов — он критично важен.
Самое ценное в фидбеке от кандидатов — это инсайты, которые кардинально улучшают процесс найма. Например, вы ломаете голову, почему же нормальные специалисты отклоняют ваши офферы. А потом получаете точечный фидбек, и, например, меняете негативно настроенного нанимающего менеджера на бодрого руководителя, умеющего продать вакансию. И буквально сразу видите результат: кандидаты перестают поголовно отказываться от ваших предложений.
Допустим, вы нашли классного специалиста, сделали ему оффер, но он отказался. По нашему опыту, «нет» может быть только началом переговоров. Фидбек позволяет выяснить реальную причину отказа и скорректировать оффер так, чтобы он устроил обе стороны — кандидата и компанию.
Иногда люди отклоняют оффер, потому что их не устраивает какой-то конкретный момент, а идти на переговоры с компанией – некомфортно. Для некоторых кандидатов переговоры на этапе оффера выглядят как «выпрашивание» особых условий и торговля. Поэтому если вы не будете детально обсуждать фидбек на финальном этапе, то рискуете потерять интересного кандидата.
У нас был случай, когда сильный кандидат наотрез отказался от оффера, хотя ему все нравилось — и задачи, и компания, и команда. Мы стали разбираться. Оказалось, что ему было важно получить ДМС с первого дня работы, а компания предлагала полис после испытательного срока. Кандидат был уверен, что это внутреннее правило работодателя, которое не будут менять ради него. Поэтому он даже не стал обсуждать этот вопрос, а просто отказался. Проблема с ДМС решилась за 5 минут, когда мы пришли к нанимающему менеджеру с этой информацией. В итоге кандидат принял оффер компании и начал работать.
Другой пример: мы пытались уговорить специалиста из Европы принять предложение российской компании и переехать в Москву. Он отказывался, но почему — не говорил. После долгих, но тактичных расспросов специалист признался: его девушка боится переезжать, так как уверена, что здесь повсюду бандиты и медведи с балалайками. Вопрос решился просто: мы вместе с работодателем организовали для кандидата и его девушки ознакомительную поездку в Москву. Стереотипы развеялись, а кандидат принял предложение о работе.
Если вы берете фидбек при каждом продвижении кандидата по воронке найма, то постоянно находитесь с ним на связи. Это важно, ведь ситуация в вашей компании и у кандидата может измениться. Например, он получит контроффер или пересмотрит зарплатные ожидания, передумает переезжать, решит работать только удаленно. Хорошо, если получится оперативно узнавать о таких изменениях и корректировать процесс подбора исходя из них.
Кроме того, человек может рассказать вам то, о чем умолчал на интервью, задать дополнительные вопросы по работе, выразить сомнения и возражения. Такая дополнительная информация позволяет понять, что наиболее важно для кандидата, и учесть это при дальнейшей работе с ним.
Допустим, у вас есть кандидат, который не подходит под конкретную вакансию. Ему нужно отказать, но так, чтобы не расстроить и не обидеть — в дальнейшем вы бы хотели вернуться к нему.
Не исключено, что именно фидбек кандидата поможет прийти к взаимному решению о том, что вакансия ему не подходит. Это тонкая работа, но она дает хорошие результаты. Если кратко, то алгоритм такой:
Такой же алгоритм, только наоборот, можно использовать, если нужно развеять сомнения и продать вакансию. Допустим, кандидат говорит: «Да, в целом это интересно, но там ужасный хаос в задачах. Я не уверен, что смогу работать в таких условиях».
Главное правило: поменьше формализма. Худшее, что можно сделать — попросить кандидата «оставить обратную связь» и дать заполнить анкету в духе «оцените качество нашего общения по шкале от 0 до 100».
Старайтесь получать фидбек незаметно при обычной беседе и обмене впечатлениями. Если вы скажете: «А теперь приготовьтесь, сейчас я буду брать обратную связь», то вряд ли вы услышите что-то ценное.
На формальные вопросы люди часто дают социально ожидаемые ответы. Обратную связь лучше запрашивать в устной, а не в письменной форме. И вот почему:
Задавайте исключительно открытые вопросы, которые требуют развернутого ответа, а не просто «да», «нет» или «все было ок».
Рекомендую пообщаться с соискателем по горячим следам — сразу после интервью: так вы получите еще свежую эмоциональную реакцию. В любом случае я всегда стараюсь запросить фидбек не позднее дня, когда прошло собеседование. Потом информация устаревает и важные детали стираются из памяти.
Фидбек стоит брать после каждого этапа. Кандидат посетил интервью — спросите его мнение. Сделал тестовое задание — поинтересуйтесь, как оно ему. Вдруг вы теряете кандидатов только из-за того, что даете слишком сложное тестовое задание — хорошо бы об этом знать.
После финального собеседования, но перед оглашением итогового решения, непременно стоит взять фидбек. Эта информация пригодится, чтобы сделать оффер, соответствующий ожиданиям кандидата. А если вы собираетесь отказать, то фидбек поможет правильно упаковать это решение.
Проблема в том, что кандидат зачастую не хочет обижать потенциальных коллег и работодателя. Поэтому он может давать социально-ожидаемые ответы — говорить то, что вам было бы приятно услышать, по его мнению. И компания чудесная и люди волшебные, а вот про опоздавшего на час интервьюера тактично умолчит на всякий случай.
Бывает, что кандидат отказывается по причинам, которые не хочет озвучивать. Например, текущий работодатель сделал контроффер и специалист передумал уходить. Ему может быть неудобно перед вами, и он придумывает мнимую причину отказа: «Офис далеко от дома, ездить неудобно». Вы ему предлагаете удаленку, а он изобретает новый довод: «Знаете, да и ваши задачи мне не очень интересны».
Есть несколько способов получить откровенные ответы.
Хорошо работает принцип «пяти почему», когда вы задаете вопросы, пока не дойдете до истинной причины. Если человек отвечает «все нормально», то стоит выяснить, что именно показалось ему более нормальным, а что менее.
Важное дополнение: не стоит превращать фидбек в допрос. Если человек реагирует на расспросы негативно, стоит взять паузу и проанализировать ситуацию. Часто помогают советы и идеи коллег, потому не бойтесь консультироваться у старших товарищей.
Чтобы человек захотел поделиться искренним фидбеком, стоит, как минимум, создать для него безопасную среду. Важно сделать так, чтобы он не опасался вашей ответной реакции или каких-то отдаленных негативных последствий из-за своей откровенности. Это особенно важно, если предполагаете, что у кандидата остались негативные впечатления.
Это вопрос доверия: если вы изначально выстроили с человеком доверительный контакт, есть шанс, что он честно поделится своими сомнениями. Если же кандидат видит вас впервые — не факт, что он будет откровенничать.
Как можно создать безопасную среду для кандидата:
Кто может выступить посредником:
Чтобы подтолкнуть человека к открытому общению, можно дать ему развернутый отзыв от работодателя. Например, кандидат отказался от предложения, и вам надо выяснить, почему. Вы звоните ему и говорите: «Наш техлид подготовил подробный отчет по результатам собеседования и вашего тестового задания. Кажется, что там действительно полезная информация, которую хочу вам передать. Предлагаю встретиться или созвониться, чтобы все обсудить».
Велика вероятность, что человек согласится, ведь это выгодно ему: можно получить ценный фидбек. А уже во время такого общения у вас появится шанс узнать об истинных причинах отказа и сделать повторное предложение с учетом этой информации.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности