Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

И как распознать токсичность в себе
Что такое токсичность, как не дать команде превратиться в серпентарий и стоит ли брать на работу токсичных кандидатов, мы разбирались вместе с психологом Еленой Высоцкой.
Елена Высоцкая, психолог
В психологическом словаре нет слова «токсичность» или «токсичный». Это широкоупотребительный и довольно противоречивый термин. Первое значение слова «токсичный» — «ядовитый». И действительно: как яд проникает в организм, разрушая внешнюю защиту, так и токсичные люди негативно на нас воздействуют, нарушая личные границы.
Токсичность — это свойство не человека, а отношений. Один и тот же человек с разными людьми выстраивает разные типы отношений: все зависит от того, какими травмами мы друг к другу повернемся.
Психолог Стивен Карпман предложил модель взаимодействия между людьми. В треугольнике Карпмана существует три роли, которые люди занимают в различных ситуациях: агрессор, жертва, спасатель.
Радикальное проявление каждой из этих ролей — это один из типов токсичного поведения:
Опасно, когда токсичным оказывается руководитель компании или подразделения, лидер команды. Его поведение может быть воспринято как норма и пример для подражания: «Если Иван Иванович так себя ведет и вот так комментирует работу моих коллег, значит, и я буду делать так же. Он примет меня за равного, а потом, глядишь, и повысит!»
Возможен и другой поворот. Например, в организации на руководящей должности появился человек, который нарушает личные границы других людей, неконструктивно критикует, ругает без повода или дает непрошенные советы. Тогда у сотрудников может быть две реакции:
Поиски ответов на эти вопросы провоцируют сумятицу, непонимание и даже конфликтные ситуации.
Совершенно нетоксичные люди — это редкость. Каждый бывал токсичным: мы можем сказать человеку что-то не то, нарушить его границы или даже нанести моральную травму, не осознавая этого.
Но если вы задумываетесь над вопросом: «А не токсичный ли я?», «Правильно ли я себя веду в этой ситуации?» — значит, уже неплохо. Сомнение в собственной правоте, допущение того, что токсичным можете быть и вы сами, уже дают вам возможность корректировать свое поведение.
Токсичный человек, скорее всего, не заметит, что своим поведением ранит окружающих. Для него весь мир плохой, а хороший лишь он один.
Еще несколько признаков токсичного человека:
Часто токсичных людей можно охарактеризовать фразой «Лучшая защита — это нападение». Эти люди остро переживают нарушение собственных границ, поэтому выбирают тактику атаки: если я нападу первым, то меня не тронут.
Конечно, так бывает не всегда. Некоторые токсичные руководители — это злостные манипуляторы, которые действуют вполне осознанно. Они намеренно ведут себя агрессивно или безосновательно критикуют окружающих, чтобы «ломать» людей и выжимать из них нужный результат.
В компанию пришел новый менеджер и видит: кругом токсичное общение, необоснованная критика, агрессия по отношению к коллегам и подчиненным. Неопытный менеджер сразу же бросится что-то решать и менять. Опытный руководитель осмотрится и попытается понять, почему сформировалась такая культура, кто транслирует такие паттерны поведения.
Часто бывает наоборот. Менеджеры пытаются внедрять новые принципы общения, ценности и культуру среди подчиненных, хотя начинать нужно с руководства. В первую очередь следует честно ответить на ряд вопросов:
Иногда бывает и так, что культура кажется токсичной лишь новым сотрудникам. На деле оказывается, что в компании высокий уровень сплоченности и коллективности, работают определенные механизмы защиты, которые новичку могут показаться токсичной реакцией на любое его действие.
Вот как это выглядит с разных сторон:
В таких случаях лучше встроиться в коллектив не через конфронтацию, а через «лазейки» — сблизиться с кем-то одним и разобраться в заведенных порядках.
Если вы оценили культуру в компании и поняли, что токсичная атмосфера мешает эффективной работе и развитию, можно начать с тренингов. Обычно их разрабатывают сертифицированные тренеры и психологи под ваш запрос и для решения конкретных проблем.
Чтобы не смущать людей, которые привыкли к определенному стилю общения и вообще-то не собирались его менять, не объявляйте: «Сегодня мы будем избавляться от токсичных паттернов и учиться общаться иначе». Лучше разработать тренинг по эффективному взаимодействию или даже по эффективным продажам, а в него заложить новые ценности, которые вы хотели бы внедрить в компанию.
Форма тренинга может быть любой — от тимбилдинга до настольных игр.
В борьбе с токсичной культурой важно в первую очередь работать с теми сотрудниками, которые являются ее носителями. Обычно это долгожители компании — те, кто уже очень давно работают. Именно на них ориентируются все остальные.
В зависимости от того, насколько глобальных изменений вы ожидаете, может потребоваться от одного до 2–3 тренингов. Лучше, если это будет пролонгированный процесс с разными мероприятиями, срезами и оценкой изменений. Основываясь на динамике, принимайте решения о дополнительных тренингах.
Мы уже выяснили, что часто токсичность — индикатор проблем и переживаний конкретного человека. Эффективный способ диагностировать назревающие проблемы в команде — это систематические one-to-one-встречи менеджера с коллегами. На них можно в неформальной беседе обсуждать текущие дела: успехи и неудачи сотрудника, то, что ему доставляет удовольствие или вызывает у него фрустрацию.
Часто такого разговора достаточно, чтобы снять тревогу человека. Иногда можно рекомендовать общение с психологом, чтобы глубже проработать травму. Здорово, если психологические сессии включены в соцпакет сотрудника. Но вне зависимости от того, покрывает ли страховка психологическую помощь и насколько настойчиво менеджер предложил консультацию у психолога, решение об обращении к специалисту должно оставаться за самим сотрудником.
Кроме работы с токсичным человеком, нужно уделять внимание и тем, кто наиболее остро реагирует на токсика. Как правило, один токсичный человек подсвечивает проблемы других людей. Поэтому его можно использовать для диагностики, чтобы вовремя помогать сотрудникам и предотвращать возможные конфликты.
Не торопитесь вешать ярлык токсичного человека на кого-то одного. Часто нужно проводить работу со всеми членами группы и комплексно решать проблему взаимоотношений в коллективе. Оцените и проанализируйте:
Здорово, когда в компании есть кодекс поведения или сборник гласных и негласных правил, в котором описано:
Важно, чтобы новый сотрудник мог узнать об этом кодексе в первые же дни онбординга.
Чем понятнее границы, тем меньше тревоги и тем проще регулировать взаимоотношения.
Если вам кажется, что нанимающий менеджер ведет себя токсично и этим может отпугнуть кандидата, помогут два откровенных разговора: и с самим заказчиком, и с соискателем.
Попробуйте мягко объяснить нанимающему менеджеру, что из-за его реакций и комментариев многие кандидаты отказываются продолжать общение. Уточните, комфортен ли ему процесс подбора. Может оказаться так, что нанимающий менеджер, прекрасный человек при близком знакомстве, — интроверт и ему сложно дается общение с незнакомыми людьми. Тогда стоит поискать ему замену — например, на более общительного члена его команды, которому он может доверить подбор кандидатов.
Если «переделать» или заменить заказчика не в ваших силах, то стоит:
Нужен ли токсичный человек в команде — вопрос, который каждый менеджер должен решать самостоятельно. Риски очевидны: даже если вы берете редкого специалиста и настоящего профессионала, высока вероятность, что команда может развалиться, продуктивность и эффективность снизится.
Здесь помогает общение с каждым членом команды. Например, если новый сотрудник относится к тому типу токсичных людей, которые используют агрессию для самозащиты, то нужно объяснить это своим коллегам. Если перестать реагировать на резкие выпады такого человека, то он сам адаптируется в команде, перестанет воспринимать всех вокруг враждебно и, весьма вероятно, окажется милым и безобидным человеком.
Часто на интервью кандидаты кажутся токсичными из-за волнения, стресса и неуверенности в себе. Из-за этого вы можете услышать неудачную грубую шутку, резкий ответ на безобидный вопрос. В этом случае попробуйте разрядить обстановку, успокоить собеседника, уточнить, что его беспокоит, предложить стакан воды.
Если вы чувствуете, что это отличный специалист и вы готовы потратить на него время, предложите ему встретиться еще раз. Возможно, со второй попытки разговор пойдет легче и непринужденнее.
А вот если и со второго раза ничего не получилось, лучше присмотреться к другим кандидатам. Такой сотрудник вряд окажется ценным для компании: вам придется долго и упорно работать с его личными проблемами, чтобы снизить уровень токсичности и повысить его эффективность.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности