Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Подробное руководство для рекрутеров и нанимающих менеджеров
Неопытные интервьюеры совершают одну и ту же ошибку: задают вопросы ради вопросов. Например, рекрутер нашел в интернете статью про частые вопросы на собеседовании и думает: «О, готовый чек-лист для интервью». Он не задумывается, какую информацию соберет таким способом и что потом с ней делать.
В результате по рынку гуляют одни и те же банальные вопросы: «Кем вы себя видите через 5 лет?», «Сколько теннисных мячиков влезет в автобус?» и так далее.
Мы решили рассказать, как задавать вопросы на собеседовании кандидату, чтобы получать информацию для оценки и не выглядеть глупо. Разобраться в искусстве интервьюирования нам поможет HRD Ippon Technologies Александра Барсукова.
👉 С каких вопросов начать разговор
👉 Вопросы о профессиональной биографии кандидата
👉 Что спросить о новой должности
👉 Как проверить навыки межличностного общения
👉 В каких случаях нужно узнать, что кандидат знает о вашей компании
👉 Как задавать вопросы про деньги
👉 Как задавать неудобные вопросы
👉 О чем спросить в конце интервью
👉 Какие вопросы лучше не задавать
Александра Барсукова, HRD Ippon Technologies
Когда человек объясняет действия других людей или вымышленных персонажей, он обращается к своему опыту. На этом принципе строится проективное интервью: мы спрашиваем у кандидата не о нем самом, а о других людях и ситуациях. Такие вопросы позволяют получить искренний ответ, узнать ценности и установки человека.
Проективные вопросы — не панацея. Учитывайте, что люди, которые сами знают все эти фишки, могут выдавать «правильные» ответы на подобные вопросы.
Интервьюер изучает ситуации из практики кандидата, чтобы определить его опыт, уровень и компетенции. Для этого задает вопросы:
Например, компания ищет менеджера, который должен уметь делать презентации и холодные звонки, общаться с секретарями, составлять коммерческие предложения. Тогда рекрутер обращается к опыту кандидата:
Подробный разбор позволяет понять, совпадают ли компетенции кандидата с требованиями компании и проверить достоверность информации. Иногда люди приукрашивают действительность и добавляют себе опыт, которого не было.
Чтобы подробно разбирать чужой опыт, нужно погрузиться в тему: знать, в чем заключается работа, с какими задачами и проблемами чаще всего сталкиваются сотрудники.
Кандидату дают реальную или вымышленную ситуацию, затем спрашивают, как бы он действовал. Желательно максимально приблизить кейс к реальными рабочим задачам. Например, возьмите любую сложную ситуацию из работы и упакуйте ее в кейс для интервью.
Обычно кейс не предполагает правильного решения, это не математика. Здесь важно оценить:
Изящное решение кейса не гарантирует, что в реальности человек будет действовать столь же уверенно. «Описать, как ты это сделаешь» и «сделать» — разные вещи. Поэтому каждую компетенцию надо проверять разными способами.
Не бывает проективного или кейс-интервью «в вакууме», где задаются только проективные вопросы или кейсы. Любое собеседование — это смесь разных инструментов и методик.
На групповом собеседовании вопросы могут быть любыми. Отличается формат: интервьюер одновременно общается с несколькими кандидатами.
Такой формат выгоден работодателю: не нужно описывать условия работы каждому соискателю, можно проводить групповые тренинги и бизнес-игры. Но кандидаты негативно относятся к групповым интервью. Чем выше уровень позиции, тем ярче негатив.
Если хотите организовать групповое интервью, нужно заранее продумать, как собирать людей и снимать негатив.
Ознакомительные вопросы позволяют расположить собеседника, снять напряжение. Что можно спросить:
Я часто начинаю так: «Как вам будет удобнее — сначала ответить на мои вопросы или задать свои?» Кандидат чувствует, что с ним разговаривают на равных, его мнение учитывают. Это первый шаг к созданию комфортной атмосферы, в которой собеседник раскроется и будет говорить откровенно.
Если встречаете белые пятна в резюме, не стесняйтесь задавать вопросы. Нашли большой перерыв в стаже — спрашивайте: «А что здесь было? Чем вы занимались между этими двумя работами?»
Первым делом определите набор компетенций, которыми должен обладать кандидат. Затем решите, как будете проверять каждую компетенцию: подберите подходящие кейсы, проективные и поведенческие вопросы.
Каждая компетенция проверяется минимум тремя вопросами. Эти вопросы не должны идти подряд, чтобы не привлекать внимание кандидата.
Полезно находить противоречия в словах собеседника — нельзя игнорировать тревожные звоночки. Например, интервьюер может уточнить: «Вы сказали, что ушли из прошлой компании из-за командировок. Но у нас тоже много командировок, это указано в вакансии. Так почему вы считаете, что эта работа вам подойдет?»
Такие вопросы нужны, когда в коммуникациях присутствует специфика. Например, вы ищете сейлза, который должен уметь общаться с первыми лицами компаний. Тогда можно, например, проиграть кейс, чтобы оценить навыки кандидата «в бою».
Когда уместно задать вопрос в духе «Что вы знаете о нашей компании?»:
Рекрутер пытается выяснить, какие финансовые ожидания у кандидата, а кандидат стремится узнать зарплатную вилку компании. Иногда переговоры превращаются в «пинг-понг»:
— На какую сумму вы рассчитываете?
— А сколько предложите?
Кандидат может уверять, что просто смотрит рынок и сам не знает, сколько хочет. Не сомневайтесь: в его голове уже есть финансовый ориентир — постарайтесь узнать это число. Иногда помогает вопрос: «Хорошо, вы изучаете рынок. Я понимаю, что желаемая зарплата зависит от многих факторов: графика работы, удаленки, ответственности, количества задач. Но какая сумма была бы для вас минимально комфортной? Ниже какой отметки вы не стали бы рассматривать вакансию?»
Если не хотите играть в эти игры, можно назвать вилку. Если вы искусственно занижаете сумму, чтобы оставить запас «на торг», то можете потерять кандидата. Не все любят и умеют торговаться: например, технические специалисты часто пожимают плечами и уходят, если зарплата кажется им низкой.
Вопрос о зарплате на предыдущей работе сложный. Кандидату понятно, почему вы спрашиваете: чтобы случайно не переплатить. Он может думать так: «При чем здесь моя старая зарплата? Сейчас я хочу в 2 раза больше, рынок мне это предлагает». Такой вопрос нужно красиво обыграть либо вовсе не задавать, чтобы не задеть человека.
Задавать такие вопросы некомфортно, но делать это необходимо, если ответы важны для оценки кандидата.
Допустим, собеседник утверждает, что год не работал по семейным обстоятельствам. Рекрутеру неудобно лезть «вглубь» — вдруг там что-то больное. Он игнорирует эту тему, а потом выясняется: кандидат не работал, потому что тратил все свое время на суды с прежним работодателем. Вот такие «семейные обстоятельства».
Тяжелые вопросы нужно задавать в правильный момент и в корректной форме. Однажды я проводила интервью на позицию продавца с девушкой. Мы проговорили 40 минут, а потом я спросила: «Вот вы работали в таком-то магазине. Слышала, там невыносимые условия и мизерные зарплаты. Поэтому сотрудники вынуждены тайком забирать себе товары, чтобы хоть как-то компенсировать плохое отношение работодателя. Это правда?»
Я была уверена, что собеседница пошлет меня к черту или даст социально желательный ответ. Но вместо этого она начала рассказывать, как воровала у работодателя. Если бы я задала этот же вопрос без раскачки «с порога», то вряд ли узнала бы правду.
Чтобы рассчитывать на откровенность кандидата, нужно создать доверительную и доброжелательную атмосферу в начале интервью.
Чтобы избежать социально желательных ответов, можно использовать провокационные подводки к вопросам. Например, рекрутеру нужно проверить, готов ли кандидат к переработкам:
В конце интервью спросите кандидата: «Есть ли у вас вопросы?» Вы целый час расспрашивали человека — теперь настала его очередь.
Один и тот же вопрос можно задать по-разному:
Это заезженный вопрос, на который вы получите не менее стандартный ответ:
Пользы от такой информации нет. Вам не нужны слабые и сильные стороны кандидата. Важно лишь одно: хватит ли ему компетенций, чтобы выполнять конкретную работу.
Крупные корпорации попробовали этот инструмент, убедились в его неэффективности и отказались от него. А некоторые компании по-прежнему мучают кандидатов древними вопросами в стиле «Почему канализационный люк круглый?»
Умение решать головоломки не лучший критерий для выбора сотрудника. Если человек мастерски разбирается с задачами на сообразительность, не факт, что он столь же легко справится с работой.
Рекрутеру без специальной подготовки не стоит соваться к кандидату с вопросами из области психоанализа. А еще такие вопросы могут казаться странными и раздражать собеседника:
Дайте собеседнику возможность самостоятельно сформулировать мнение:
Открытый вопрос подразумевает развернутый ответ, а на закрытый — можно ответить одним словом: «да», «нет». Такие ответы дают мало информации для оценки. Но начинающие рекрутеры часто избегают открытых вопросов — они боятся подробно расспрашивать кандидата.
Иногда интервьюер чувствует проблему, но боится ее вскрывать, чтобы не обидеть кандидата. В итоге работодатель принимает решение в условиях нехватки информации.
Например, собеседник объясняет, почему покинул прежнюю работу: «Сменился директор, и меня сократили». Лучше разобраться: «Разве новому руководителю не нужны эффективные сотрудники? Почему вы попали под сокращение?»
Часто по лицу неопытного интервьюера можно прочитать, что он думает о собеседнике. Кандидат сказал что-то не то — рекрутер скривился, как будто откусил от лимона.
Мгновенная негативная обратная связь не способствуют доверительному общению. Поэтому следите за своими реакциями — кандидат все прекрасно видит и чувствует.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности