Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

И почему на нем не задают вопросы кандидатам
Мы много говорим о точечном подборе: как искать кандидатов, выходить с ними на первый контакт и проводить интервью. Рекрутер должен узнать об опыте и мотивации специалиста, проверить софт-скиллы и передать его нанимающему менеджеру.
Кажется, что в массовом подборе действуют те же принципы, а групповое интервью — точно такое же собеседование, как в точечном найме, только с одновременным участием большого количества соискателей. Но это не так: процесс общения с группой кандидатов выглядит иначе.
Как и для чего проводят групповое интервью и почему такая встреча не похожа на собеседование в привычном понимании, рассказала создательница сообщества «Массовый HR» Дарья Дегтярева.
Дарья Дегтярева, основатель сообщества «Массовый HR»
Групповое интервью — это инструмент массового подбора, который позволяет экономить время на проведении собеседований. Допустим, чтобы нанять 10 человек, необходимо провести интервью с 70–100 кандидатами.
Пусть каждая встреча будет длиться хотя бы по 30 минут — тогда рекрутеру придется потратить от 35 до 50 часов на одни только интервью. Но если одновременно собеседовать по несколько человек, то можно сэкономить время.
Обычно в групповом интервью участвуют от 5 до 50 кандидатов.
С помощью групповых интервью решают три задачи:
Групповое интервью используют в подборе на те позиции, где требуется много сотрудников и высокая текучесть. На такие интервью приглашают:
Верх воронки на таких позициях очень широкий. Поэтому на ранних этапах найма нужно за минимально возможное время установить контакт с максимальным числом кандидатов и постараться сделать так, чтобы они не «отвалились» позднее.
Основная задача группового интервью — продать кандидатам вакансию и собрать контакты желающих перейти на следующий этап подбора: стажировку или интервью с нанимающим менеджером.
Участников интервью нельзя оставлять с «мы вам позвоним». В обмен на контакты выдайте кандидату информацию о следующем этапе: где и когда он пройдет, что будет происходить.
Корректно оценить кандидатов во время массового интервью довольно сложно. Людей много, а модели поведения человека в большой группе и в индивидуальных коммуникациях могут сильно различаться. Кроме того, в большой группе нельзя применять методики глубокой оценки — например, проективное интервью.
Однако при необходимости проводят специальную разновидность массового интервью для оценки кандидатов — ассессмент-центр. Раньше на таких интервью кандидатам предлагали выполнить различные задания. Хрестоматийный пример для оценки менеджеров по продажам — это задание «Продай ручку». Такие упражнения уходят в прошлое. Сейчас основной инструмент оценки — это ролевые игры.
Я не сторонник прямолинейного подхода вроде «сейчас мы проведем оценочное мероприятие, каждый примет участие в ролевой игре, а по итогам выберем лучшего». Так вы не стимулируете конкуренцию между участниками, а лишь демотивируете кандидатов активно участвовать в мероприятии и дальнейшем отборе.
Используйте более приземленные и бытовые ситуации. Например, покажите, что родители уже работают менеджерами по продажам, изо дня в день уговаривая детей съесть суп:
Предложите участникам задание — уговорить друга пойти с ним на концерт Кадышевой или вскопать огород «отсюда и до обеда».Такие ролевые игры позволяют увидеть, как кандидаты коммуницируют друг с другом, обращаются к «клиенту» и реагируют на отказы.
Оценка через привычные ситуации работает в отборе на любую позицию: у водителей такси можно таким образом проверить клиентоориентированность, у сотрудников складов — внимательность к деталям.
Чтобы собрать людей, рекрутер обзванивает кандидатов. При этом он продает не компанию или вакансию, а саму встречу. Надо сделать так, чтобы собеседник заинтересовался и захотел прийти на групповое интервью.
Результат звонка рекрутера — запись кандидата на собеседование и передача ему всей необходимой информации о месте и времени.
Для массового мероприятия нужно выбрать правильное помещение. Оно должно вмещать 20–50 человек и находиться в удобной для кандидатов локации. Как правило, работодатели используют большую переговорную комнату или конференц-зал в офисе, иногда снимают отдельное помещение. Например, если офис компании находится в промзоне на окраине города, то для массового собеседования лучше арендовать место ближе к центру.
Кроме удобного расположения, важна и организация пространства: подготовьте ролл-апы и навигационные таблички, вешалки для одежды, кулеры с водой. Ваша задача — сделать пребывание кандидатов максимально комфортным и безопасным.
Заранее подготовьте презентацию о компании — ее структуру можно подсмотреть в продающих вебинарах. В основе такой презентации всегда лежит знание болей и потребностей своей аудитории, а также и способы их удовлетворения.
Не стесняйтесь пользоваться наработками из инфобизнеса: они отлично работают в офлайновых массовых интервью.
Обычно на роль ведущего приглашают специалиста с опытом проведения тренингов. Это может быть:
Механика массового интервью отличается от собеседования в формате «один на один». Здесь требуются особые компетенции: нужно владеть технологиями продаж и методологиями работы с большими группами людей, уметь взаимодействовать со «сложными» участниками и отрабатывать возражения.
Неподготовленному человеку, даже с хорошо подвешенным языком, лучше не поручать эту задачу. Если бюджет не позволяет нанять отдельного специалиста или подрядчика, то необходимо обучить нужным методологиям рекрутера или нанимающего менеджера.
Обычно хватает одного тренера, но если ожидается наплыв участников, то лучше подстраховаться и пригласить 2–3 ведущих.
Ассессмент-центр в массовом найме используют довольно редко: это дорогостоящая и сложная процедура, которая требует участия методологов. Чаще всего работодатели организуют групповые интервью с презентацией компании. Расскажу про их структуру.
Как правило, интервью продолжается около полутора часов: первый час уходит на презентационную часть, а последние 20–30 минут — на запись кандидатов на следующий этап. А если группа сравнительно небольшая, можно уложиться и в 40 минут.
Мероприятие состоит из 5 этапов.
Сначала ведущий должен дать участниками вводную информацию: что будет происходить, сколько продлится встреча и когда можно задать уточняющие вопросы.
Ведущий предлагает участникам объединиться в группы по 5 человек и написать на флипчарте, что для них важнее всего в новой работе. Обычно все указывают одно и то же:
Такое взаимодействие в малых группах позволяет разрядить обстановку, познакомить участников друг с другом и снять напряжение.
Затем каждая группа презентует свой список. Ведущий фиксирует все на основном флипчарте и выделяет 3–5 приоритетных пунктов. Если участники что-то упустили, ведущий наводящими вопросами подталкивает их к дополнительным версиям: корпоративное обучение, подарки детям на Новый год.
Далее ведущий проделывает «фокус»: переключает слайд презентации и начинает рассказ о том, что предлагает компания. А компания предлагает решение болей кандидатов: достойную зарплату, отличный соцпакет, удобное расположение офисов и складов.
Большинство людей волнует одно и то же, поэтому, подготовив презентацию один раз, вы сможете пользоваться ей снова и снова. Старайтесь избегать клише: вместо рассказа о туманных перспективах роста покажите карьерную лестницу в вашей компании и расскажите, как переходить со ступени на ступень.
Здорово проиллюстрировать рассказ фотографиями с корпоративов или показать видеоинтервью с действующими сотрудниками. Продемонстрируйте, что в вашей компании работают живые и настоящие люди: это поможет участникам расслабиться, меньше тревожиться и представить себя частью команды.
Если в вашей компании есть реферальная программа, то расскажите и о ней. Многих кандидатов мотивирует возможность заработать, приведя в компанию друга или родственника. Не рекомендую рассказывать о корпоративных ценностях на массовых интервью. Как правило, кандидатов не интересуют абстрактные понятия из гайдлайнов компании.
Параллельно с рассказом ведущего у участников начнут возникать вопросы: «А какая система мотивации в компании? Что нужно делать на работе?» Ведущий отвечает на эти вопросы и плавно переходит к следующей части презентации.
Теперь, когда люди захотели у вас работать, расскажите, чем именно им придется заниматься. Объясните все нюансы, опишите основные задачи, график и режим работы.
Однажды мы набирали продавцов в розничную сеть. На групповом интервью записывали всех желающих на стажировку. Всем кандидатам мы показывали карту с отмеченными филиалами, делали акцент на том, куда и когда можно прийти на стажировку, сколько вакансий в каждом магазине.
Результат группового интервью — пофамильный список тех, кто прошел на следующий этап. Важно, чтобы на мероприятии был координатор, который запишет кандидатов на стажировку, назначит им дату и время, выдаст схему проезда до офиса.
В отличие от ассессмент-центра, на презентационном групповом интервью нет отдельного этапа для оценки. Но ведущий в любом случае должен обращать внимание на то, соответствуют ли участники предложенной вакансии. Он внимательно наблюдает за кандидатами в течение всей встречи и отмечает их поведение и реакции.
При оценке людей опираются на профиль должности. Нужно заранее определиться, какие компетенции требуются на вакантной позиции и как они могут проявляться во время массового интервью. Если важна командность, то нужно смотреть, как кандидат себя ведет в групповой работе.
Однако массовое собеседование проходит в сжатые сроки: вы не можете выделить по часу на оценку каждого соискателя. В таких условиях действует принцип обратного отсева: не выбирают лучших, а прощаются с теми, кто проявил себя хуже остальных, — например, ярых спорщиков.
Для подобных случаев лучше подготовить текст отказа — несколько заранее заготовленных фраз, которые должен произнести тренер. Отказ нужно формулировать с позиции «эта вакансия вам не подходит», а не с «вы не подходите нам и нашей компании». Например, так:
Благодарим вас за участие в интервью. К сожалению, мы не можем пригласить вас на стажировку. Кажется, вам будет непросто работать на этой позиции из-за графика, который мы предлагаем.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности