Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

И что будет, если этого не делать
«Доброе слово и кошке приятно», — делится мудростью руководитель направления «Опыт сотрудника» в Яндексе Валерия Аристова. Что общего у кошек и сотрудников, почему похвала не инструмент для мотивации и как работают системы благодарностей в компаниях — об этом Валерия рассказала в нашей статье.
Похвала — это нематериальное признание достижений человека. Когда мы хвалим человека, то даем ему понять, что у него что-то получилось хорошо.
Важно, чтобы человек понимал, что его похвалили. Например, когда сотрудник выступает на встрече, смотрит на вас и вы показываете ему большой палец вверх, это похвала. Но если сотрудник не увидит вашего жеста, это уже не похвала, потому что человек не узнал, что его хвалили.
Измерить влияние похвалы на мотивацию сотрудника не получится, поэтому считать ее инструментом мотивации — ошибка. Если рассматривать похвалу как инструмент, то она индикатор, который показывает сотруднику, что он сделал что-то хорошо и правильно. Через похвалу руководитель подсвечивает правильные модели поведения и действия сотрудников. В момент, когда мы признаем его достижения, человек получает приятную эмоцию и подтверждение значимости и правильности своих действий.
Похвалу можно считать инструментом развития, а не мотивации сотрудника.
Похвала за работу создает позитивные ассоциации и с руководителем, который отметил достижения сотрудника, и с компанией в целом. Это хороший инструмент закрепления желательного поведения, поэтому важно применять его правильно.
Похвала приятна всем людям. Но для кого-то она имеет большее значение. Влияние похвалы на человека зависит от его типа референции. Референция — это то, на что мы ориентируемся в принятии решений и в самооценке.
Выделяют два типа референции:
Соотношение людей с внешней и внутренней референцией — примерно 50/50.
Считается, что сотрудники, которые часто просят обратную связь, так же часто нуждаются в похвале. Я сталкивалась с ситуацией, когда сотруднику были безразличны и фидбэк со стороны, и любая похвала. Это был человек с очень выраженной внутренней референцией, для него вся обратная связь не несла ни пользы, ни эмоциональной нагрузки. Но он ее регулярно запрашивал просто потому, что он был убежден: просить обратную связь — это признак профессионализма. Такие случаи нередки, поэтому я не вижу прямой зависимости между потребностью в обратной связи и потребностью в похвале.
Джунам похвала нужна чаще, чем сениорам. Из-за недостатка опыта джуны менее уверены в своем профессионализме и не всегда способны правильно оценить результаты своей работы. Поэтому как инструмент развития похвала действует на джунов эффективнее.
Похвала может состоять их нескольких частей: благодарности, оценки и обязательно сути — причины, которая вызвала похвалу. Чем более подробно будет сформирована суть, тем полезнее эта похвала сотруднику: так он поймет, что именно получилось хорошо.
В похвале важно, что чувствует человек, который ее получает. Например, для некоторых людей любое публичное внимание сродни направленному на них прожектору, под светом которого хочется провалиться под землю.
Если похвалить такого сотрудника прилюдно, то результат может быть обратным желаемому: человек постарается не делать больше ничего, что привлечет к нему хоть какое-то, даже положительное, внимание. Поэтому таких людей лучше хвалить с глазу на глаз.
Нет неправильных видов похвалы, есть неподходящая похвала для определенного сотрудника.
Если человеку комфортно, что его хвалят хлопком по плечу или сердечком в телеграме, лучше использовать именно этот способ. Главное, чтобы сотрудник понимал, что его действиям выразили одобрение. Поэтому задача руководителя — понять, какой вид похвалы выбрать для каждого сотрудника, который в ней нуждается.
Эффективнее всего хвалить сотрудника сразу же или максимально близко к моменту, когда он сделал что-то хорошее. Так сотруднику будет легче запомнить, что именно привело к положительному результату и что в своей работе он сделал хорошо.
Строим фразы по формуле «Суть похвалы — обязательно, благодарность или оценка — желательно»:
Чем более информативной будет похвала, тем большую ценность она будет иметь в развитии сотрудника:
Руководителю лучше сначала самому разобраться, за что и как хвалить сотрудников. А если не получится, идти за советом к HR-партнеру. Это позволит получить опыт и и умение разбираться в людях.
В дошкольном и школьном образовании есть метод стимуляции ученика к учебе: несмотря на отсутствие успехов, учитель хвалит ученика, и ученик, вдохновленный похвалой, начинает стараться сильнее и достигает нужного результата.
Со школьниками это работает, потому что их психика еще не окрепла и личность только формируется. Учитель, который хвалит ребенка авансом, может повлиять на поведение ребенка и его интерес к занятиям.
Но со взрослыми людьми это не сработает. Они уже намного меньше, чем дети, поддаются влиянию извне, менее эмоциональны и при принятии решений руководствуются логикой и фактами.
Руководителю важно понимать, как похвала, которую он транслирует определенному сотруднику, воспринимается другими людьми.
Бывает так, что руководитель больше выделяет похвалой какого-то сотрудника среди других. Например, сотрудник не сделал в работе ничего выдающегося, но получил похвалу просто потому, что нравится руководителю как человек. Или два сотрудника сделали одинаковый вклад в проект, но одного похвалили, а другого нет. Такой дисбаланс похвалы ведет к ухудшению психологической обстановки и даже ревности между членами команды.
Если дисбаланс возник, то руководителю нужно:
Если сотрудник нуждается в похвале за работу, но не получает ее, со временем он начинает грустить и ощущать отсутствие похвалы все более остро. Это плохо сказывается на вовлеченности сотрудников в работу и их лояльности к компании в целом.
Особенно остро отсутствие похвалы ощущают сотрудники, которых хвалил предыдущий руководитель, но не хвалит новый. Потребность в одобрении у работников никуда не уходит, но остается незакрытой.
По моим наблюдениям, среди сотрудников любой команды будет хотя бы один человек, который внимательно следит, кого, когда и сколько раз хвалили. Это еще раз доказывает, что руководителю лучше не пренебрегать похвалой, а стоит использовать ее на пользу работе.
Порой руководителям тяжело хвалить людей: в момент, когда нужно похвалить сотрудника, из головы пропадают все слова и отнимается язык.
Справиться с проблемой можно, только постепенно практикуясь в похвале. Для этого нужно:
В силах эйчара помочь руководителю определиться, кого и как часто нужно хвалить, а также выбрать вид похвалы, который будет комфортен и сотрудникам, и ему самому. Для этого эйчар может:
Похвала внедряется практиками вроде «Скажи спасибо». В них сотрудники благодарят коллег и отмечают их вклад в работу. Некоторые компании инструментально внедряют возможность поблагодарить другого человека и подчеркивают важность этого действия.
Например, создается система благодарностей, где на каждого сотрудника ежемесячно выделяется фонд, средства из которого можно тратить только на благодарности коллегам. Любому сотруднику компании можно отправить или часть, или всю сумму целиком с комментарием, за что ты его благодаришь. Причем принимаются только благодарности, связанные с работой: нужно указывать, в каких задачах или рабочих процессах помогли коллеги. Переводить деньги просто так или под надуманным предлогом нельзя:
Если сотрудник не благодарил коллег или благодарил не на всю сумму из фонда, то остаток суммы сгорает в конце месяца. А в новом месяце сумма в фонде целиком обновляется. Благодарности от коллег начисляют ежемесячно вместе с зарплатой.
Эффект от систем благодарностей можно увидеть в пульс-опросах и в опросах удовлетворенности сотрудников. Кроме этого, сотрудников можно спросить напрямую: «Чувствуете ли вы изменение атмосферы внутри компании после внедрения системы благодарности?». Собранные ответы помогут выявить эффект от изменений.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности