Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Все чаще работодатели нанимают сотрудников, не видя их вживую. Онлайн-интервью постепенно вытесняют классические собеседования в офисе. Это новая реальность, в которой рекрутер должен уметь работать с кандидатом дистанционно: выстраивать взаимодействие, оценивать его навыки и продавать вакансию.
Александра Барсукова, HRD в Ippon Technologies, рассказала, как это делать.
Он не тратит время на дорогу, а общается с работодателем откуда угодно, в перерыве между своими делами. А вот для рекрутера особой выгоды по времени нет — к онлайн-интервью тоже необходимо готовиться.
Вы не ограничиваете себя городом, где находится офис компании, а можете общаться с любыми кандидатами без привязки к их географическому положению.
Например, нужно провести встречу с участием кандидата, нанимающего менеджера, HRD и консультанта кадрового агентства. У всех этих людей свои планы, в которые проще встроить созвон в зуме, чем личную встречу. А если ваши сотрудники разбросаны по разным городам, то не будете же вы собирать их в офисе ради интервью.
Один сотрудник на корпоративе рассказал, что при трудоустройстве выбирал между нами и Мегафоном. Оказалось, что на его решение повлияла чашка кофе, которую я принесла ему во время интервью. В тот день он плохо себя чувствовал, ему было приятно, что я проявила заботу.
На онлайн-интервью вы не можете угостить кандидата чаем или кофе, провести экскурсию по офису, познакомить с командой. Нет той атмосферы и ощущения живого человеческого общения.
Кандидаты, которые проходят интервью в офисе, более лояльны к компании.
Есть риск упустить некоторые поведенческие моменты и реакции, которые вы бы непременно заметили при личном общении. По факту оценивается голос и только то, что можно прочитать по лицу человека. А вот дрожащие руки останутся незамеченными, потому что не попадут в кадр.
Порой разница между виртуальным образом и реальным человеком бывает огромной. Например, мы искали управляющего в бизнес-центр класса B+. Я поговорила с кандидатом онлайн, все было классно — казалось, что это тот, кто нужен. Но когда увидела его лично, то сразу поняла: он не подойдет. Мы искали жесткого руководителя, а передо мной был мягкий и услужливый человек в костюме и очках. Это не считывалось при дистанционном интервью, но мгновенно стало понятно на личной встрече.
Некоторые люди прямо во время технического онлайн-интервью ищут ответы на вопросы в интернете. Вы можете понять это по таким признакам:
Это лишь косвенные «улики», которые еще ничего не доказывают, но бросают тень сомнения на человека. Приходится ломать голову: глаза бегали, потому что волновался, читал ответ из интернета или наблюдал за своей кошкой?
Некоторые работодатели проводят онлайн-интервью на начальном этапе подбора — чтобы отсеять нерелевантных кандидатов. А уже потом приглашают тех, кто остался, на личную встречу в офис.
Существенный минус такого подхода — добавляется промежуточный этап, а чем их больше, тем выше риск потерять кандидата. Пока вы согласовываете встречу в зуме, а потом договариваетесь об очном интервью, более расторопные конкуренты перехватят специалиста. Для первичной фильтрации больше подойдет телефонный звонок — его организовать быстрее и проще, чем онлайн-интервью.
Живое общение лучше виртуального. Онлайн-интервью — это вынужденная мера, когда нельзя увидеться лично.
Вот 3 случая, когда стоит использовать онлайн-интервью:
По части подготовки онлайн-интервью мало чем отличается от обычного офисного собеседования. Рекрутеру точно так же необходимо провести предварительную работу, например изучить резюме кандидата, подготовить список вопросов и составить план разговора. Но у него появляются еще и дополнительные задачи.
Рекрутер должен уметь работать с программой для проведения интервью, знать, что может пойти не так, уметь быстро решать технические проблемы. Приготовьтесь: иногда придется ощущать себя специалистом техподдержки зума или скайпа.
Почему-то многие люди воспринимают онлайн-интервью как второстепенное мероприятие, куда допустимо опаздывать. Причем такое легкомысленное отношение свойственно не только кандидатам, но и рекрутерам с заказчиками.
Не надейтесь на человеческую память и ответственность: фиксируйте встречи в календаре и не стесняйтесь напоминать о них остальным. В день интервью я обязательно пишу кандидату и уточняю, все ли в силе. Такой же вопрос задаю и нанимающим менеджерам примерно за 30 минут до начала.
Обычно кандидаты из IT-сферы без проблем подключаются к встрече, а для всех остальных лучше сделать инструкцию. У меня есть документ с техническими требованиями для онлайн-интервью, в котором подробно расписано, какие программы нужно установить и какая скорость интернета потребуется.
Этот файл я заранее скидываю кандидату, а до встречи мы проводим тестовый созвон: нужно убедиться, что все настроено и работает. Иногда в этот момент всплывают проблемы — например, собеседник не знает, как включить камеру. Или он не выходит на связь, потому что забыл скачать программу. Мы вместе начинаем все устанавливать, запускать, перезапускать, нажимать разные кнопочки. Главное, чтобы к началу интервью, когда придет заказчик, все заработало.
Если встреча проходит с участием сложного и статусного заказчика, то лучше созвониться за 15 минут до старта. Этого времени хватит, чтобы все проверить и решить технические трудности.
Обязательно созванивайтесь до начала встречи и все проверяйте, если не хотите, чтобы кандидат «посыпался» перед заказчиком из-за технических проблем.
Без личных встреч кандидат сильно ограничен в источниках, из которых можно составить впечатление о компании. В этом случае на первый план выходит маркетинг. Важно транслировать правильное впечатление о компании во всех точках, где кандидат соприкасается с HR-брендом компании: от текста вакансии до общения с заказчиками.
Если у вас классный офис, который пока нельзя показать вживую, то составьте красочную презентацию и приложите ее к приглашению на интервью. Если вы гордитесь своей культурой, то расскажите кейсы, в которых она ярко проявляется, покажите видео с внутренних мероприятий.
В онлайне можно продавать вакансию только словами, доброжелательностью и процессами — больше на вас ничего не работает.
Постарайтесь показать кандидату, что по ту сторону экрана не функция в лице рекрутера, а живой человек. Например, если я замечу гитару, то поинтересуюсь у собеседника, умеет ли он играть. Если в кадр попадет домашний питомец, то обязательно узнаю, как его зовут. Это мелочи, которые помогают расслабить и раскрыть кандидата, наладить с ним контакт.
Некоторые рекрутеры просят кандидатов чуть ли не провести онлайн-экскурсию по квартире. Якобы по окружающему порядку или хаосу можно сделать какие-то выводы о человеке. Мне же кажется, что вторгаться в личные границы другого человека непрофессионально, а гадания по квартире — это что-то из области нумерологии и астральной магии. Профессионалы полагаются на научные теории и статистические выборки. Но нет доказательств того, что порядок или беспорядок дома хоть как-то коррелирует с качеством работы.
Вот на что действительно надо обратить внимание:
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности