• Москва
  • 28 мая
  • 09:30
НАЁМ

Честная конференция
про IT-рекрутинг

Программа и регистрация
13.10.23
Редактор:  Дарья Коростеньская

Никита Гришин, cb.lab

C&B на российском рынке — это продолжение экономики труда в СССР

В очередном выпуске подкаста пообщались с Никитой Гришиным, управляющим партнером проектов CB PRO и cb.lab. Обсудили, что, кроме денег, входит в систему компенсаций и льгот, как ее создать и какие новые вводные появились у C&B-менеджеров из-за мировых потрясений

Подкаст можно также послушать здесь

О функции C&B

Понятие compensation and benefits (C&B) на российском рынке появилось недавно. Но это направление является продолжением экономики труда в СССР.

У функции C&B две главные задачи. Она помогает формировать привлекательный пакет вознаграждения для целевой аудитории кандидатов. И повышает эффективность денег, которые компания тратит на сотрудников.

Понимание основ C&B дает возможность оценить:

  • сколько платить сотрудникам; 
  • когда и насколько пересматривать зарплату команды; 
  • как связать эффективность сотрудника с бонусами, которые выплачивает компания; 
  • что нужно дать сотруднику, чтобы удержать его в компании.

Основу C&B составляет совокупное финансовое и нефинансовое вознаграждение сотрудников — total rewards. В него входят: 

  • зарплаты, 
  • премии, 
  • бонусы, 
  • бенефиты, 
  • инструменты долгосрочной мотивации,
  • механики признания сотрудников,
  • карьерное развитие,
  • программа well-being.

Если в компании нет выделенного отдела C&B, обычно эту функцию распределяют между руководителями верхнего уровня и финансистами.

Как создать систему компенсаций и льгот

Признаки того, что получится построить эффективную систему C&B:

  1. Инициатор создания системы C&B — один заказчик, наделенный полномочиями принимать решения, например собственник. 
  2. Функциональные лидеры вовлечены в создание системы C&B.
  3. Проведен предварительный аудит текущего состояния компании.

Алгоритм создания системы C&B:

  1. Определите цели и задачи компании.
  2. Решите, какие из поставленных задач может помочь решить система C&B.
  3. Продумайте стратегию и тактику, как будете достигать намеченных результатов.
  4. Синхронизируйте цели компании с целями сотрудников.
  5. Определитесь, за какие результаты сотрудников, полезные для бизнеса, вы готовы предоставлять бонусы.

Система мотивации в компании — это способ управлять поведением сотрудников. Специалисты должны понимать, на что могут влиять своей работой и как это отразится на зарплате. Поэтому важно правильно замотивировать сотрудников, определить и описать KPI, создать систему метрик для расчета бонусов. 

Без знаний о производственных процессах не получится построить корректную систему мотивации. Поэтому C&B-менеджеру важно досконально разобраться в особенностях бизнеса.

Компаниям нужно соблюдать баланс в использовании инструментов мотивации. Иметь хорошее совокупное вознаграждение не всегда означает платить выше рынка. Можно давать другие бенефиты сотрудникам, например:

  • квартиры за выслугу лет, 
  • личный автомобиль, 
  • бронь от мобилизации,
  • поездки в санаторий, 
  • льготы для семей сотрудников.

C&B-менеджер должен понимать потребности сотрудников компании. Это поможет находить и предлагать вознаграждения, ценные для специалистов. 

Оргдизайн — важная часть C&B. Он помогает определить:

  • количество сотрудников в штате,
  • структуру компании, 
  • функции сотрудников,
  • менеджерский состав, 
  • тайм-зоны и страны для подбора специалистов.

О долгосрочном и краткосрочном премировании

В системе C&B используют STI и LTI — системы краткосрочной и долгосрочной мотивации сотрудников. Краткосрочной мотивацией считаются все вознаграждения длительностью до года — например, месячные, квартальные, дневные, недельные, годовые премии. Инструменты долгосрочной мотивации выплачиваются спустя более долгий срок, или зарабатывать премию нужно несколько лет.

Инструменты LTI не всегда деньги, это могут быть акции компании. Такой подход формирует у команды чувство сопричастности к результатам бизнеса, удерживает сотрудников и мотивирует добиваться намеченных целей. 

На рынке Америки и Западной Европы LTI — неотъемлемая часть вознаграждения. В России LTI встречается реже. 

LTI часто распространяют на сотрудников руководящих грейдов. Такой инструмент используют финтех-компании, а также крупный бизнес, например Яндекс, Софтлайн, Авито, Озон. В статье Forbes описано, как устроена программа долгосрочной мотивации в Авито.

После 24 февраля 2022 года акции российских компаний нельзя продать на бирже, поэтому сотрудники с LTI потеряли доступ к вознаграждению. Чтобы стабилизировать ситуацию, Яндекс заменил опционную часть повышением оклада и премий. Подробнее об этом читайте в статье Яндекса. 

О влиянии событий последних лет на функцию C&B

Спрос на C&B-менеджеров начал расти за последние 3–4 года и усилился после первого квартала 2022 года. Компаниям понадобились люди, которые могут определить, где стоит сэкономить деньги, а где, наоборот, потратить и улучшить условия для сотрудников.

Есть несколько решений, как платить удаленным сотрудникам за границей:

  1. Продолжать перечислять деньги на российские карты.
  2. Открыть филиал в другой стране и принимать сотрудников на работу там.
  3. Воспользоваться сторонними сервисами трудоустройства и платить сотрудникам через них.

До пандемии коронавируса разработчики в Москве зарабатывали больше коллег из регионов. Потом случился дефицит айтишников, и теперь все зависит от экспертизы специалиста и его договоренностей с компанией. 

Расчет компенсаций и льгот усложнила релокация специалистов. Важно платить сотрудникам столько, чтобы им хватало на жизнь в другой стране. Но при этом необходимо учитывать финансовые возможности бизнеса.

продакшн: castpodcast.ru
Хантфлоу — это профессиональная CRM для автоматизации рекрутинга
Оставьте заявку, чтобы узнать о современных инструментах рекрутера

Отправляя форму, я даю согласие на обработку перс. данных и принимаю Политику конфиденциальности