Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Разобрались, как быстро искать специалистов, когда
вакансий много, а кандидатов мало
В условиях дефицита опытных специалистов на рынке труда особенно важно, чтобы подбор в компании был быстрым, прозрачным и эффективным. О том, как этого добиться, рассказали спикеры нашего митапа — HR-директора из SuperJob, банка Бланк для бизнеса и Хантфлоу.
На митапе мы обсудили, что происходит на рынке труда и как рекрутеры различных компаний адаптируются к новым условиям. Если вы пропустили наше мероприятие, то читайте тезисы и смотрите видео ивента:
👉 Тренды
👉 Отрасли с наибольшей потребностью в сотрудниках
👉 Профессии с максимальным приростом резюме
👉 Как заказчики делают рекрутерам больно
👉 Почему заказчики могут быть не вовлечены в подбор
👉 Как вовлечь заказчика в подбор
👉 Какая степень вовлечения заказчиков нужна
👉 Динамика рынка труда в 2023 году
👉 Методы подбора представителей поколения Z
Ольга Лугинина, HRD в компании Superjob
У синих воротничков на одну вакансию в среднем приходится около 2 кандидатов — это соискательский рынок. У офисных сотрудников конкуренция выше: на каждую позицию по 5–6 соискателей.
Изменилось гендерное распределение: выросла доля женщин среди соискателей в преимущественно «мужских» позициях: Java и Python-разработчик, бизнес-аналитик, инженер-сметчик. Также доля женщин увеличилась в профессиях сейлза (+17%) и маркетолога (+5%).
Возрастные барьеры ослабевают. В условиях дефицита работодатели готовы нанимать сотрудников старше 45 лет, а также людей без опыта. С осени 2022 года вырос спрос на выпускников вузов — при этом увеличилось и количество резюме начинающих специалистов.
Соискатели неохотно меняют работу, потому что не хотят рисковать в условиях турбулентности.
Расскажу, что происходит на рынке труда в Москве, по данным исследовательского центра SuperJob:
Рост связан с популярностью онлайн-курсов и ответом рынка на запрос работодателей.
Анна Коломиец, HRD в компании Хантфлоу
Нехватка кандидатов — это не всегда так на самом деле, но зачастую мы сами себя убеждаем, что дефицит действительно существует.
Снижение уровня компетенций у кандидатов. Зарплатные ожидания растут: сейчас кандидаты даже с недостаточно развитыми навыками претендуют на более высокий уровень зарплаты. В некоторых сферах это чувствуется особенно сильно, например в IT.
Изменение потребностей кандидатов. Так, поколению Z недостаточно ДМС и зарплаты. Этим сотрудникам важно участвовать в жизни компании и понимать социальную политику работодателя.
Появление новых ролей. Компании перестраиваются к новой реальности, открываются новые нетипичные позиции. Без прочной связки «рекрутер — заказчик» закрывать такие вакансии сложно.
Неинформативная заявка на подбор в духе: «Мне нужен продажник, чтобы хорошо продавал». Порой заказчик не может внятно сформулировать профиль и задачи целевого кандидата.
Поможет шаблон заявки — с ним заказчику не надо ничего выдумывать, он просто заполняет стандартные поля. А рекрутер получает исчерпывающую информацию о наборе задач и компетенций кандидата.
Изменение требований в процессе подбора. Спустя месяц поиска к рекрутеру приходит заказчик и говорит: «Слушай, я подумал, как было бы здорово, если бы наш кандидат еще и играл на трубе».
Долгая и размытая обратная связь по кандидатам. Наверное, каждый рекрутер сталкивался с длительным ожиданием обратной связи по кандидату, которое заканчивается неинформативным комментарием: «Что-то не то».
Повысить информативность фидбэка позволит стандартизированная форма обратной связи. А чтобы заказчики своевременно выполняли свою часть процесса подбора, нужно контролировать сроки пребывания кандидатов на этапе.
Сомнения при принятии решения о найме. Если процесс подбора затягивается, то работодатель рискует потерять кандидата.
Мотивация на вовлеченность в подбор. Самая правильная мотивация завязана на достижении бизнес-целей. Объясняйте заказчику, что скорость и качество закрытия позиций связаны с результатами его подразделения и компании в целом. Тогда он поймет: «Если я буду долго выбирать или не сформулирую требования, то мы не найдем людей в срок и не достигнем целей».
Правильное составление профиля. Рекрутер должен формулировать вопросы таким образом, чтобы понять глубинные запросы нанимающего менеджера. Недостаточно просто разобраться в функциях сотрудника — надо знать, какого результата от него ждут.
Анализ рынка труда. Сложно закрывать вакансии, если проигрываешь другим работодателям по условиям работы. Поэтому у заказчика должно быть понимание стоимости специалиста на рынке труда.
Участие в собеседованиях. Хотя бы первые 2–3 собеседования нужно провести вместе с заказчиком, чтобы синхронизировать ожидания. Это позволит потом не возвращаться к снятию заявки и составлению профиля.
Предоставление и запрос обратной связи. Важно не только брать, но и давать фидбэк. Например, рекрутер может поделиться с заказчиком советами о том, как улучшить процесс интервью: рассказать, о чем надо было расспросить подробнее, а где не стоило углубляться.
Своевременная корректировка. Иногда рекрутер чувствует — что-то идет не так: не те кандидаты, заказчику не нравятся резюме. Нельзя игнорировать проблему, надо сразу же вернуться в «нулевую» точку и скорректировать профиль, пока дело не зашло слишком далеко.
В каких случаях допустима минимальная вовлеченность заказчика в подбор:
Когда нужна абсолютная вовлеченность нанимающего менеджера:
Типичная ошибка рекрутера — излишняя самостоятельность и самоуверенность. Рекрутер говорит: «Все сделаю сам, ведь я уже 100 раз закрывал такие вакансии». На самом деле даже требования одного и того же заказчика по аналогичным вакансиям могут меняться.
Из такой самоуверенности появляется череда проблем:
Как избежать ошибок:
Алина Качан, HRD Бланк для бизнеса
Безработица — 3,9%. По сравнению с прошлым годом этот показатель снизился, но я бы сильно не радовалась. Возможно, спад безработицы связан с оттоком части работоспособного населения из России.
Самый дефицитный сегмент — IT. Отрасли не хватает от 0,8 до 1,3 млн сотрудников, к концу года дефицит увеличится до 1,9 млн сотрудников.
Людей делят на три поколения:
Мы проанализировали состав сотрудников и оказалось, что около 60% относятся к поколению Z. Люди поколения Z любят экспериментировать, пользуются современными технологиями, сервисами по подписке и соцсетями, придерживаются баланса между работой и личной жизнью, предпочитают индивидуальные задачи и решения.
Важно правильное описание вакансии: мы пользуемся услугами копирайтеров, чтобы сделать текст более привлекательным для поколения Z. При подборе IT-персонала в первую очередь продаем современные технологии и стек:
Второй инструмент, который мы используем для привлечения и удержания сотрудников, — это корпоративная культура. Она позволяет нам:
Чем привлекаем кандидатов:
Мы используем разные каналы, но большинство кандидатов приходят из Хедхантера. Один из ключевых навыков наших рекрутеров — умение работать с автопоиском Хедхантера.
Еще один классный ресурс — Хабр Карьера. Там можно зайти на страницу компании и увидеть всех ее работников, зарегистрированных на этой платформе. Ресурс нацелен на айтишников, но подходит для поиска не только разработчиков, но и сейлзов, маркетологов, пиарщиков.
LinkedIn — отличный инструмент для подбора топ-менеджеров и единорогов.
GitHub — сервис, где разработчики создают и развивают проекты. С ним нужно разбираться, но канал работает — оттуда мы наняли несколько человек.
Обращайте внимание на профессиональные ресурсы, форумы, ютьюб- и телеграм-каналы. Читайте комментарии к постам — из них можно выдергивать кандидатов.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности