• Москва
  • 28 мая
  • 09:30
НАЁМ

Честная конференция
про IT-рекрутинг

Программа и регистрация
Редактор:  Анна Ефимова

Что такое цикл Колба и как его применять

Рассказываем о системе обучения сотрудников на основе практики и опыта учащихся

Взрослых непросто заинтересовать обучением. Обычно их мысли заняты работой, семейными делами или другими личными обстоятельствами. Поэтому нужно постараться, чтобы корпоративный тренинг увлек сотрудников и действительно помог специалистам освоить новый навык.

О том, как с помощью цикла Колба можно эффективно обучать взрослых, поговорили с сертифицированным коучем и руководителем Международного Эриксоновского Университета коучинга Анной Лебедевой. Анна рассказала обо всех этапах цикла Колба, а также объяснила, каких ошибок стоит избегать.

Что такое цикл Колба

Цикл Колба — это система обучения, при которой люди получают знания с помощью практики с опорой на свой опыт. Модель создал американский психолог Дэвид Колб в 1984 году.

Цикл Колба подходит для проведения краткосрочного обучения, например тренингов продолжительностью от 1 до 4 дней. Также модель можно использовать на стратегических сессиях и фасилитациях.

Цикл Колба — это рекомендация к структуре занятия. Его может использовать рекрутер, который обучает заказчиков проводить интервью, или внешний тренер по продажам, которого наняла компания.

Специальные знания для овладения циклом Колба не нужны. Главное, чтобы преподаватель хорошо разобрался в этапах цикла и обладал сильной экспертизой, чтобы нанизывать знания на предлагаемую структуру.

Чем отличается от традиционной модели обучения

Ошибочно думать, что обучение по модели Колба не предполагает освоение теории. Тренер должен хорошо ориентироваться в теме, изучать современные источники и готовить теоретический раздаточный материал для участников. 

Важно, чтобы в ходе тренинга участники вывели закономерности и алгоритмы, которые совпадут с тем, что представлено в раздаточном материале. Это подкрепит их уверенность в обоснованности полученного знания. При этом уделять много времени изучению теории не нужно, иначе ученики заскучают.

В чем новаторский подход обучения 

  1. Помогает учиться с опорой на собственный опыт. Так знания усваиваются быстрее.
  2. Ориентирован на применение полученных знаний на практике.
  3. Подходит для краткосрочного обучения и быстрой отработки навыка. Сразу после занятия можно увидеть результаты обучения.
  4. Помогает учащимся развивать критическое мышление, самооценку и учиться рефлексировать. 
  5. Как правило, участники вовлечены в процесс, так как во время обучения тренер делает отсылки к ситуациям, которые знакомы им по собственному опыту, а также учит применять знания в работе.

Казалось бы, популярность диджитал-образования в формате записанных лекций невозможно затмить. Однако обучение, организованное по циклу Колба, может дать более впечатляющие результаты. Создатели многих онлайн-курсов уделяют большое внимание теории, но забывают о практических занятиях. Без интерактивной деятельности и отработки знаний взрослый человек теряет интерес к обучению и с трудом прослеживает связь между темами курса.

Четыре этапа цикла Колба 

Конкретный опыт

Тренер создает условия, в которых участники вспоминают, как вели себя в ситуации, касающейся темы обучения.

Допустим, тренинг посвящен отработке возражений, так как у менеджеров по продажам не всегда получается верно реагировать на отказы клиентов. Тренер может сформулировать кейс, который должен отражать типичную проблемную ситуацию, в которой обычно оказываются сотрудники. Только так специалисты вовлекутся в обучение.

Чтобы придумать правдоподобную историю, стоит попросить помощи у руководителя специалистов.

Вместо кейса для воссоздания опыта можно использовать деловую игру.

Рефлексия

Тренер предлагает участникам обдумать действия, которые они предприняли, решая кейс, а также свои чувства. 

Например, менеджерам по продажам можно задать такие вопросы:

  1. Какие чувства вы испытывали, когда клиент отказался от услуги?
  2. Как вы можете охарактеризовать поведение клиента?
  3. Как вы поняли, в чем причина того, что клиент отказался от услуги?
  4. Что мог чувствовать клиент во время контакта с вами?
  5. Как вы повели себя после отказа и почему?
  6. Какие результаты принесла ваша тактика поведения?
  7. Достигли ли вы нужного результата?
  8. Что можно изменить в вашем поведении, чтобы добиться лучшего результата?

Тренер не должен оценивать действия и ощущения участников. Он слушает, направляет рефлексию, поддерживает, помогает заметить закономерности. Например, есть ли связь между тем, как менеджер по продажам начал диалог, и тем, как отреагировал на контакт клиент. 

Теория

Тренер помогает сотрудникам вывести теоретические правила и алгоритмы того, как вести себя в сложной ситуации, чтобы получить нужный результат. Важно, чтобы участники самостоятельно приходили к инсайтам с помощью закономерностей, замеченных на предыдущем шаге. 

Например, менеджеры по продажам на этом этапе могут продумать правила первого разговора с клиентом, а также техники отработки возражений.

Теоретический этап нравится людям, которые любят погружаться в источники и все перепроверять. Практикам это может быстро наскучить, поэтому не нужно надолго ‎останавливаться на этом шаге.

Эксперимент

Это важнейший этап модели Колба. Тренер помогает участникам связать полученные знания с будущим опытом. Важно обсудить и спланировать, в каких ситуациях сотрудники могут применять новые навыки и как это правильно делать.

Также на этом этапе стоит закрепить полученные навыки. Например, предложить менеджерам по продажам провести друг с другом тренировочные разговоры, где один сотрудник будет специалистом, а второй — клиентом, который сомневается в надобности новой услуги. Этот кейс должен быть сложнее того, который решали участники на первом этапе. Например, ситуация может разворачиваться в более сложных обстоятельствах с новыми вводными. 

После того как все участники примут участие в эксперименте, тренер должен помочь им проанализировать свое поведение, чтобы специалисты сами заметили, как они применяют новые идеи и алгоритмы.

Этапы цикла можно менять местами, чтобы людям не становилось скучно от однотипных занятий. В такой ситуации дизайн тренинга изменится. Однако я не рекомендую отказываться от каких-либо этапов: в этом случае смысл цикла потеряется и обучение может оказаться неэффективным.

Цикл Колба может проигрываться несколько раз за тренинг. Обычно он повторяется каждые полтора часа. Например, сначала сотрудники изучают один навык и отрабатывают его на практике, а потом переходят к другому, и цикл повторяется. Это способствует частой смене деятельности, чтобы специалисты не заскучали.

Как адаптировать обучение по циклу Колба под разных учащихся

На тренинге по циклу Колба участники могут быть недовольны процессом, потому что у каждого взрослого есть свои предпочтения в обучении. Расскажу, какие типы участников чаще всего встречаются и как найти к ним подход.

Недостатки цикла Колба

Не подходит, если у участников тренинга нет опыта решения задач, похожих на те, которые будут обсуждаться на тренинге

Например, дизайнерам нужно освоить новую программу для создания макетов. Нет смысла предлагать им обучение по циклу Колба, так как они еще не работали в новом сервисе. Лучше дать им подробные инструкции и возможность попробовать самим разобраться в программе. Затем проанализировать их ошибки и сложности и на основе этой информации подготовить обучение по циклу Колба. 

Не подходит для освоения теории

Некоторую информацию необходимо просто запомнить, например технику безопасности или правила дорожного движения. В таком случае стоит подготовить для сотрудников текстовые материалы или видеолекции с разъяснением теории, чтобы они лучше усвоили информацию. Также можно провести тестирование для проверки знаний.

Требует включенности и большой отдачи тренера

Специалист, который проводит обучение по циклу Колба, должен уметь:

  • глубоко погружаться в тему тренинга и готовиться к занятию по актуальным источникам;
  • выявлять, чего компания ждет от обучения;
  • верно оценивать проблемные зоны сотрудников, которые нужно проработать на тренинге;
  • в процессе обучения перестраивать план тренинга;
  • постоянно оценивать обстановку и замечать, если кому-то скучно;
  • направлять участников к собственным выводам.

Если тренер подойдет к своей роли формально, у него не получится провести запоминающееся обучение.

Как может выглядеть тренинг по методу Колба

Предлагаю вариант тренинга для проработки умения сотрудников давать и принимать конструктивную обратную связь.

Проблема, которую компания хочет решить с помощью тренинга

Сотрудники боятся давать обратную связь друг другу, потому что часто сталкивались с негативными мнениями. Коллеги восприняли их слова в штыки, и поэтому теперь специалисты не делятся обратной связью друг с другом или делают это формально.

Задача тренинга 

Трансформировать негативный опыт сотрудников. Они должны понять:

  • как давать конструктивную обратную связь;
  • как реагировать на конструктивный и неконструктивный фидбэк;
  • почему полезно делиться обоснованным мнением друг с другом.

Этап «‎Конкретный опыт»‎ 

Тренер предлагает участникам решить кейс, где они должны дать друг другу обратную связь по проекту, который им не нравится.

Этап «‎Рефлексия»‎ 

Тренер задает участникам вопросы, направленные на осмысление их действий и ощущений. 

Важно, чтобы на этом этапе сотрудники заметили закономерности. Например, как необоснованная и эмоциональная обратная связь становится причиной грубого ответа оппоненту на его мнение и как поддерживающий тон помогает донести смысл.

Этап «Теория‎»‎ 

Тренер помогает участникам выработать правила, как давать конструктивную обратную связь, чтобы не задеть чувства другого человека. Также сотрудники формулируют принципы, как реагировать на необъективную обратную связь. 

Фиксировать инсайты можно на флипчарте. Затем участники изучают раздаточный материал тренера с теорией о конструктивной обратной связи.

Этап «Эксперимент‎»‎ 

Тренер предлагает решить более сложный кейс, чем первый, чтобы закрепить полученные знания. Сотрудники получают и дают друг другу обратную связь, а потом в формате мозгового штурма обсуждают, что было сделано хорошо, а в чем еще нужно тренироваться.

В завершение обучения можно:

  • подытожить результаты тренинга;
  • предложить специалистам составить план внедрения новых знаний в культуру общения; 
  • порекомендовать сотрудникам проводить регулярные встречи, где они будут обсуждать, получается ли у них экологично делиться мнением друг с другом. 

Ошибки в применении модели Колба

Использовать один и тот же шаблон для обучения разных команд

Отдел продаж в одной компании может отличаться от такого же подразделения в другом бизнесе. Поэтому даже если тренеру предстоит обучение на одну и ту же тему, он должен адаптировать этапы обучения под конкретную команду. Важно учитывать специфику сферы, корпоративную культуру, организацию процессов и болевые точки специалистов. Это поможет создать интересное и полезное обучение.

Не корректировать план обучения в процессе

Во время тренинга что-то может пойти не так. Например, участникам не откликнется кейс, который предложит тренер. Поэтому важно не растеряться и подумать, как выйти из ситуации, чтобы поддержать максимальную вовлеченность участников.

Не прятать и не критиковать ошибки 

Тренер должен мотивировать участников пробовать новое и не бояться ошибиться. Поэтому важно донести до специалистов, что они находятся в безопасной среде, где цена ошибки минимальна. Также необходимо создать атмосферу, где ученики терпимы к оплошностям друг друга.

Подменять обучение по циклу Колба лекциями в записи

Несмотря на удобство диджитал-образования, если вы хотите, чтобы сотрудники быстро освоили нужный навык, прослушивание лекций без практики — не лучший формат.

Выводы

  1. Модель Колба предполагает освоение навыков с опорой на опыт и практику. Эта модель подходит для создания краткосрочного обучения для взрослых, например тренингов, а также для проведения фасилитаций и стратегических сессий.
  2. Во время обучения по циклу Колба участники и тренер находятся в равной позиции. Тренер не поучает, а помогает участникам самостоятельно прийти к инсайтам.
  3. Этапы цикла Колба:
    • конкретный опыт,
    • рефлексия,
    • теория,
    • эксперимент.
  4. Этапы цикла Колба можно менять местами, чтобы разнообразить учебный процесс, но пропускать шаги не следует: это может привести к тому, что тренинг будет неэффективным.
  5. Модель Дэвида Колба не сработает, если у участников нет опыта решения проблемы, которая будет предметом обсуждения на встрече.
  6. Во время обучения тренер должен создать атмосферу, в которой участники не будут бояться выражать мнение, пробовать новое и ошибаться.
О чем расскажем: