Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Основы управления скандалами от эксперта по HR-коммуникациям
Информационное пространство наэлектризовано — скандал может вспыхнуть буквально из ничего. Одна неосторожная фраза, и вот уже весь твиттер клеймит позором работодателя. А еще слова могут вырвать из контекста, переврать, выложить фейковые скриншоты — нужно быть готовыми ко всему.
Об этом мы поговорили с Татьяной Ананьевой — экспертом в области развития бренда работодателя и HR-коммуникаций. Татьяна рассказала, чем опасны скандалы, как от них защититься и повернуть ситуацию в свою пользу.
Татьяна Ананьева, директор по развитию в Apostrof-media
Люди резко реагируют на негативную информацию и на ее основе формируют свою точку зрения — так устроена человеческая психика. Поэтому скандал может привести к изменению восприятия компании в нежелательном для нее ключе.
Бренд работодателя повышает эффективность работы по привлечению и удержанию нужных людей. В этих же зонах и кроются все риски коммуникационных ошибок:
Все происходит очень быстро. После короткого периода интенсивного хайпа есть два варианта: скандал затихает или продолжает раскручиваться.
У общества есть потребность в скандалах. Обычно все начинается с утечки в сеть, потом информация попадает к лидеру мнений, которого читает множество людей. Идут лайки и репосты, другие инфлюенсеры принимают эстафету. А если ситуация затрагивает чувствительную тему вроде инклюзивности или прав человека, то ее подхватывают и СМИ. Дальше все это может превратиться в кейс, о котором будут вспоминать и рассказывать на конференциях еще долгие годы.
Я рекомендую проводить коммуникационные тренинги со всеми сотрудниками. Но отдельно нужно работать:
Некоторые организации создают регламенты с правилами поведения в социальных сетях. Обычно подход такой: если сотрудник указал место работы, то он попадает под ограничения — не может транслировать свое мнение по ряду вопросов. Если не указал, то это его личная соцсеть, где он говорит от себя, а не от лица компании. Без такого регламентирующего документа придется разбирать каждый кейс по отдельности, на что-то ссылаться.
Но одних только документов недостаточно: важно, чтобы компания разговаривала с сотрудниками, обозначала свою позицию, объясняла риски. Только тогда возникает пространство для честного диалога.
Рекомендую придерживаться позиции доверия и диалога с работниками, ибо контроль стоит дорого. Доверие сложно сформировать, но зато вы получаете армию сотрудников, которые поддержат вас в сложной ситуации.
Важно оценивать риски и не действовать по принципу «если все так делают, то и нам можно». Если какое-нибудь государственное ведомство разошлет работникам письма с требованием удалить личные аккаунты в соцсетях, то никто не удивится. Если то же самое сделает IT-компания, скорее всего, письмо быстро сольют в сеть — будут репутационные потери.
Поэтому любые мероприятия, которые несут риски для бренда работодателя, важно отрабатывать вместе с PR-службой. Например, к таким мероприятиям относятся массовые увольнения, внедрение ограничений для сотрудников и публичные высказывания представителей компании по болезненным для общества вопросам.
Скандал — это информационный повод, шанс рассказать о себе. Например, мало кто знал о компании Xsolla до недавней ситуации с увольнением сотрудников. С одной стороны, теперь многие негативно настроены к этой компании. С другой стороны, Xsolla повысила свою узнаваемость и рассказала рынку о своем подходе к работе. Каким бы ни был этот подход, он будет откликаться у части людей.
Компания с сильным брендом работодателя — не то место, где хотят работать абсолютно все. Правильный бренд должен привлекать вашу целевую аудиторию и отталкивать людей, с которыми вам не по пути. Если люди, которые вам не нужны, массово отписываются от вас из-за скандала, то это неплохо. Скорее всего, параллельно приходит другая аудитория — те, кому близка ваша позиция.
Самое главное, чтобы ваша позиция в любом публичном конфликте базировалась на культуре компании. Для этого необходимо проработать свою позицию и определить глубинные ценности и убеждения, которые вы действительно готовы отстаивать и которые лежат в основе решений и действий.
Скандал — это еще и PR-инструмент. К примеру, тот же самый Тиньков или Стерлигов умело использовали этот формат. Я не поддерживаю такой подход, но понимаю, что он есть. Поэтому важно уметь отличать управляемый скандал от стихийно возникшего, а также от хайпа и ньюсджекинга со скандальным подтекстом. Каждый раз будут разные стратегии и задачи. Ну и конечно, надо знать:
Вот пример скандала для продвижения бренда работодателя. Одна шведская компания провела промокампанию: все ее сотрудники, включая руководство, сфотографировались голышом. Получился громкий инфоповод: для одних это ужас, для других — норма. Именно на вторую категорию людей и ориентировалась компания, демонстрируя свою позицию: «Мы открытые и ничего не скрываем. Выступаем за разнообразие, инклюзивность и полную открытость. Приходите к нам работать, если вам это близко».
Скандалы — эффективный метод конкурентной борьбы в современном мире. Это только кажется, что они возникают случайно: в большинстве случаев резонанс придается искусственно. Если пожар разгорелся, значит, это кому-то нужно. Есть целые технологии посевов этих пожаров и привлечения к ним лидеров мнения.
Поэтому крупные компании ведут постоянный мониторинг и стараются устранять проблемы на старте. Обычно этим занимается пиар-служба, иногда совместно с эйчарами.
Если скандал уже начался, времени на промедление чаще всего нет. Люди обмениваются информацией практически мгновенно, мы живем в мире устаревающих новостей. Нужно быть готовыми к быстрым и активным действиям — заранее определиться, что вы делаете и как. Например, в Росатоме есть тренажер для информационной службы, на котором они могут отрабатывать действия в период кризисной ситуации.
В любом случае есть важная заповедь коммуникатора: всегда заранее прорабатывать антикризисную стратегию, порядок действий в сложной ситуации.
Если конфликт уже случился, первым делом нужно свериться с позицией организации. Надо оценить, соответствует ли корпоративным ценностям образ работодателя, который формируется в результате скандала, есть ли возможность повернуть ситуацию в свою пользу. Обязательно проконсультируйтесь с юристами — рекомендую держаться в пределах правового поля.
Затем определите стратегию поведения и достаньте «тревожный чемоданчик» — заранее продуманный алгоритм действий для конкретной ситуации. Без алгоритма никак: ситуативные, нескоординированные действия могут принести еще больший ущерб.
Любой человек находится в зоне риска: что бы вы ни сказали, это могут переврать, присвоить другие смыслы. К таким информационным атакам нужно быть готовыми.
Используйте этот инфоповод, чтобы донести истинную позицию компании. Скандал даст трибуну и интерес публики, которой важно знать, чем вы ответите. Удар надо отбить на сторону противника: сформируйте свое мнение и покажите основу вашей позиции — тут помогут ваши ценности и принципы.
Основная задача — убедить в своей позиции аудиторию, научить ее смотреть на все под вашим углом зрения. Идеальная стратегия — не оправдание, а уверенная защита собственной позиции. Более того, важно понимать, что вы создаете прецедент для рынка. При необходимости расширяйте рамку коммуникаций, показывайте более широкий аспект темы.
Важно суметь понять, нужно реагировать. Иногда провокаторы специально ждут вашей реакции — в этом случае позиция «воздержания» может быть лучшей стратегией. Но бывают ситуации, которые нельзя оставлять без ответа. Необходимо делать их публичными, но при этом иметь план действий и не поддаваться эмоциям.
Может сложиться ситуация, когда вы стали вольным или невольным виновником скандала. Что я рекомендую сделать:
В зависимости от корпоративной культуры бывают разные сценарии. В одних компаниях принято сваливать вину на одного сотрудника, в других — принимать коллективную ответственность на себя. Универсального алгоритма не существует: нужно смотреть на конкретную ситуацию и задачи бизнеса. Лично мне близка позиция, когда компания берет ответственность на уровне руководства.
Кроме того, я рекомендую поговорить с работником, по вине которого произошел кризис, выяснить мотивы и установки. Возможно, вы кардинально расходитесь в позициях и вам нужно расстаться. Если же это неумышленная ошибка или сотрудник просто не ожидал таких последствий, то компания может его поддержать. Это позитивно скажется на ее имидже.
Важно помнить, что в конфликте за вами следит не только внешний рынок, но и сотрудники. Именно поэтому стоит действовать согласно ценностям компании: так слова не будут расходиться с делами, это станет основой для доверия к вам в будущем.
Сейчас есть большой запрос на искренность. Лакированный фасад никому не нужен, все хотят увидеть реальность — подсмотреть, что там внутри компании. Поэтому можно честно признать вину без поиска оправданий: «Мы виноваты, это наша системная ошибка. Простите нас за это. Вот что мы сделали, чтобы такое больше не повторилось».
Нужно различать единичный скандал и череду событий, которые привели к формированию негативного имиджа работодателя. В первом случае достаточно одной информационной кампании, во втором понадобится длительная системная работа по выстраиванию коммуникации с рынком.
Даже самые тяжелые репутационные потери поправимы, если вы изменили ситуацию, которая к ним привела. Например, в организации был руководитель-деспот, о чем было всем известно. Потом начальник сменился, но за компанией тянется негативный шлейф, который мешает нанимать людей. То есть организация стала сущностно другой, но об этом никто не знает.
Такие ситуации надо отрабатывать эйчарам и пиарщикам. Важно не молчать, а говорить: «Да, эти кейсы действительно были, но сейчас мы уже другие. Смотрите, что мы для этого сделали, вот доказательства наших изменений». Иногда стоит использовать юмор и самоиронию, чтобы разрушить ложные стереотипы о работодателе, которые гуляют по рынку.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности