Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Серафима Шумеева, Head of Recruitment & Adaptation компании Skyeng, рассказала о том, какие метрики помогают правильно спланировать подбор и оценить эффективность рекрутинга.
Раньше мы не планировали подбор: начинали искать, когда требовались новые сотрудники. Постепенно пришли к более осознанному подходу — с планом найма и системой метрик. Вот для чего это было необходимо.
Для IT-компании важно, чтобы все бизнес-процессы были прозрачны, оцифрованы, измеримы и поддавались анализу. В этом смысле рекрутинг слегка выбивался из общей картины, но постепенно фаундеры добрались и до нас.
Метрики дают нам точку опоры, понимание, что нормально, а что нет. Вот рекрутер закрыл вакансию за 40 дней — это много или мало? Три кандидата из пяти приняли оффер — все в порядке или есть проблема?
Метрики помогают понять, хорошо ли мы работаем и какие процессы нужно улучшать.
Мы быстро растем и много нанимаем — штат сотрудников постоянно увеличивается. Для роста необходимы ресурсы, в том числе человеческие. Если у компании недостаточно людей для выполнения KPI, то достигнуть целей будет сложно. Можно придумать много крутых фич, но это бесполезно, когда нет разработчиков, чтобы их реализовать.
Важно, чтобы рекрутинг обеспечивал решение задач бизнеса. В такой ситуации невозможен подход «сколько наймем, столько наймем» — нужно осознанное планирование подбора с метриками и аналитикой.
Например, известно, что в течение следующего квартала необходимо найти 50 новых специалистов. Мы должны проанализировать:
Планы развития бизнеса и возможности рекрутинга должны быть синхронизированы и работать в связке.
Если нет планирования и четких метрик, внутренние заказчики зачастую не понимают, что происходит, когда закроется вакансия и случится ли это вообще. Поэтому некоторые из них решают идти своим путем и искать сотрудников самостоятельно.
И здесь начинаются проблемы:
Поэтому рекрутингу нужен инструмент, который покажет заказчику, что все хорошо: «Вот смотрите, ваша вакансия не брошена на произвол судьбы, она в нашем плане. Мы закроем ее, только, пожалуйста, не надо самодеятельности. Средний срок подбора — 30 дней, на финале будет 3–5 кандидатов, среди которых предстоит выбирать».
В IT-компании все разговаривают на языке метрик и цифр. И планирование подбора дает заказчикам понимание, что рекрутинг — это не какой-то черный ящик с непредсказуемыми результатами на выходе, а открытый и понятный процесс.
Теперь расскажу про основные метрики, которые полезны в планировании подбора.
Обычно у бизнеса есть понимание, какие задачи предстоит решать в будущем. Эти задачи распределяются между имеющимися сотрудниками, а если человеческих ресурсов не хватает, то возникает потребность в новых работниках. Задача рекрутинга — закрыть эту потребность в установленный срок.
Показатели текучки легко установить из исторических данных: например, эйчар видит, что в среднем за квартал из отдела увольняются 2 человека. Это чистая статистика — вполне возможно, что никто и не уйдет, но текучку стоит заложить в план найма.
Например, работник на испытательном сроке явно не справляется с задачами — есть предпосылки, что он покинет компанию. Или какой-то сотрудник плохо отработал в прошлом периоде, и следующий квартал для него определяющий. Все эти замены со стороны компании также нужно учитывать в плане подбора.
План подбора = потребность в новых сотрудниках + текучка + замены
Мы рассчитываем сроки исходя из исторических данных и воронки подбора. Заказчики, как правило, интересуются конверсиями на разных этапах воронки, но это просто вспомогательные метрики, которые позволяют нам рассчитать сроки закрытия.
Например, мы сообщаем заказчику: «Вот смотри, закрытие такой позиции в среднем занимает 40 дней. Все будет примерно так: соберем 60 резюме, проведем около 30 интервью, на финальном собеседовании будет 5 кандидатов, между которыми предстоит сделать выбор».
Причем метрика «сроки закрытия вакансии» связана с другими параметрами — уровнем позиции и количеством кандидатов на финальном интервью. Поэтому здесь можно корректировать одно за счет другого.
Допустим, заказчик ответит, что 40 дней — это слишком долго. Тогда я предложу ему сократить количество финалистов — с 5 до 3. Есть и другой вариант: снизить требуемый уровень кандидатов, например, с сениора до мидла.
Иногда удается уменьшить срок закрытия путем повышения вовлеченности заказчика в подбор. Например, мы предлагаем: «Найдем не за 40, а за 20 дней. Но тогда тебе придется сильнее вкладываться в этот процесс: потратишь не 8 часов, как обычно, а 16. Придется проводить в два раза больше интервью и в два раза быстрее давать фидбек. Пойдет?»
Я анализирую планы найма и распределяю задачи между другими специалистами, отвечающими за подбор. Если наших ресурсов не хватает, чтобы выполнить план, то иду к руководству и обсуждаю это. Мне важно понимать причину увеличения нагрузки: разовый ли это «всплеск» либо в дальнейшем придется нанимать столько же.
Например, в 2019 году план найма в два раза превысил количество вакансий, которое мы обычно закрывали. Я поговорила с генеральным директором и HRD — они сказали, что наем будет только расти. Тогда мы решили принять на работу еще пятерых рекрутеров.
Если же рост найма — разовая история, то нет смысла брать дополнительных рекрутеров в штат, а потом прощаться с ними. В этом случае мы активизируем дополнительные внешние ресурсы — привлекаем кадровые агентства и фрилансеров.
Я всегда закладываю погрешность по плану найма — плюс-минус 20% на всякий случай. Держу в голове сразу 3 сценария.
Как я говорила, метрики нужны не только для планирования, но и чтобы понимать, как мы работаем — плохо или хорошо.
Так, метрику «срок закрытия вакансии» используют и для оценки эффективности рекрутера. Предположим, у нас открыта вакансия, и мы знаем, что позиции такого типа закрываются в среднем за 30 дней. Но рекрутер справился только за 2 месяца — двукратное отклонение от нормы. Это повод провести с ним ретроспективу по позиции, чтобы понять, какие сложности возникли. Проблема может быть даже не на стороне рекрутинга: например, когда опоздание случилось из-за того, что заказчик менял портрет кандидата, и это была согласованная история.
Другая важнейшая метрика — это оценка удовлетворенности заказчика. Он оценивает нас по 4 параметрам:
Оценка от заказчика демонстрирует, насколько эффективно работает рекрутер.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности