Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Список вопросов, которые непременно стоит задать кандидату
Ольга Чумакина, партнер консалтинговой компании CordisON, рассказала о важности чек-листа и о вопросах, которые стоит в него включить.
Форма чек-листа зависит от вида собеседования. Если это формализованное (структурированное) интервью, то чек-лист содержит список конкретных вопросов, которые нужно задать каждому кандидату.
Чек-лист для полуформализованного собеседования состоит из двух частей:
Если вы проводите неформализованное собеседование, то весь чек-лист — это просто темы, которые обязательно нужно обсудить с каждым кандидатом. А также это могут быть обозначенные образы поведения, демонстрации которых необходимо добиться через вопросы в интервью. Важно понимать, что такой подход требует высокого мастерства интервьюера. Если встречу проводит неопытный рекрутер, то желательно использовать чек-лист с зафиксированными вопросами. Для рекрутеров уровня джуниор правило простое: чем меньше самодеятельности, тем лучше. Хотя аналогичное правило действует и для опытных рекрутеров, когда подбор по позиции ведется впервые.
Но какое бы интервью вы ни проводили, чек-лист должен быть. Иначе собеседование превращается в бессмысленное занятие, которое не имеет отношения к системному подбору персонала.
Обычный человек не в состоянии держать в памяти более 9 объектов. А интервьюеру нужно помнить не только о вопросах, но и о критериях оценки ответов. Поэтому если он задает вопросы без чек-листа, то, скорее всего, забудет о чем-то спросить. Придется повторно связываться с кандидатом и восполнять пробелы либо принимать решение в условиях нехватки информации — а это опасно.
Чек-лист упрощает задачу: просто двигайтесь по списку вопросов или тем, методично собирая информацию.
Одна из важнейших функций чек-листа — гарантировать, что рекрутер соберет необходимый объем данных.
От формулировки вопроса напрямую зависит ответ. Например, можно спросить кандидата: «Почему вы уволились?», «За что вас уволили?» или «По какой причине вы сейчас в поиске?» Эти три вопроса направлены на получение одной и той же информации, но формулировки разные. И отвечать на них кандидаты будут по-разному — цели постановки вопроса различаются и управляют качеством ответа.
Чек-лист ставит кандидатов в равное положение. Они получают одинаковые формулировки вопросов — только в таком случае их ответы допустимо сравнивать.
Нанимающему менеджеру легче дать развернутую обратную связь рекрутеру, если собеседование проводилось по чек-листу. Это позволяет обсуждать кандидата с опорой на факты, а не на субъективные оценки вроде «норм», «он нам не подходит», «то, что нужно — берем».
Мы добавили в Хантфлоу конструктор чек-листов. Вы можете создать свои чек-листы под разные вакансии и этапы подбора.
Чек-лист состоит из двух блоков вопросов — общих и специальных. Специальные вопросы подбираются к каждой конкретной вакансии: у разработчика нужно узнать одно, у юриста — другое, а у грузчика — третье. Универсального рецепта нет.
Я же расскажу про общие вопросы, которые можно задать любому соискателю — вне зависимости от того, на какую позицию он претендует. Сразу предупрежу: это не какой-то общепринятый подход, а методология, которая разработана и применяется мной и моей командой.
Основа метода — изучить по порядку:
При этом надо помнить два правила:
Далее я приведу фрагмент чек-листа.
Ответ дает понять, как кандидат оценивает себя и свои потребности. Некоторые рекрутеры ошибочно считают, что этот вопрос нужен исключительно для торга по зарплате.
На самом деле вопрос больше о мотивации и ожиданиях. Нужно понимать, какой доход обеспечит кандидату привычный уровень жизни. Сколько денег ему нужно, чтобы удовлетворить потребности — с учетом привычек, семейного положения, долговых обязательств.
Помогите кандидату дать информативный ответ на этот вопрос. Для этого рекомендую запрашивать, не одну, а три цифры:
Здесь мы продолжаем исследовать мотивацию кандидата. Хочу предупредить: не стоит задавать вопросы из одной группы подряд. Предыдущий вопрос тоже был о деньгах, так что после него стоит сделать паузу: спросите о чем-то еще и только потом вернитесь к этой теме.
Вопрос о привычном уровне дохода особенно хорош, когда:
Причем нас интересует не доход на последнем месте работы, а тот уровень заработка, к которому человек привык за последние годы. Важно убедиться, что вы не предлагаете ему существенное снижение зарплаты. Потому что даже если он и согласится, скорее всего, возникнут проблемы в краткосрочном периоде.
Надо исследовать причины такого «согласия». Чудес не бывает: вероятно, человек достаточно быстро захочет вернуться на привычный уровень дохода. Тогда он либо будет требовать повышения на этой работе, либо начнет искать другую. Причем в такой ситуации сотрудник, как правило, не думает: «Похоже, я ошибся с вакансией» или «Я же сам согласился на такую зарплату». Вместо этого он обвиняет работодателя: меня не ценят, не уважают и недоплачивают.
Ответ на вопрос про привычный уровень дохода позволяет понять мотивацию кандидата и оценить, надолго ли он к нам пришел. Например, я собеседую бывшего директора по персоналу. Он решил уволиться и пойти в рекрутеры, потому что устал от бесконечных совещаний, не хочет больше решать стратегические вопросы и отвечать за всех.
Раньше кандидат зарабатывал 200 тысяч в месяц, а теперь готов спуститься до 100 — ради более спокойной и менее ответственной работы, когда можно больше отдыхать и проводить времени с семьей.
Кажется, что все идеально: можно заполучить дорогого специалиста со скидкой. Но потенциально это проблема в будущем. Поэтому я спрашиваю: «Вот вы привыкли жить на 200 тысяч рублей. У вас ипотека и трое детей, которых нужно кормить и одевать. Вы уверены, что готовы зарабатывать на 100 тысяч рублей меньше? Я понимаю, что вы устали, но вот вопрос: как быстро быт поглотит все прекрасные идеи про отдых? Как быстро вы осознаете, что хотите вернуться на прежний уровень дохода?» Важно обсудить этот момент, чтобы помочь кандидату принять правильное решение или снять ваши разумные сомнения.
Этот вопрос стоит задать, даже если у вас нет службы безопасности. Отвечая на него, люди проговаривают собственные страхи, дают пояснения по сложным и неприятным для себя темам.
Например, бывают такие истории. На собеседование приходит топ-менеджер с огромным опытом. Он рассказывает, что попал в неприятную ситуацию, которая вряд ли понравится нашей службе безопасности. В предыдущей компании топ-менеджер подписывал некие документы по сделкам, связанным со слияниями и поглощениями. Все это он делал по указанию собственников. Компанию загнали в долги, и начались разбирательства с последующим возбуждением уголовных дел. Так как сделки были проведены, скажем так, не совсем правильно, кандидат получил условную судимость.
И вот он подробно рассказывает нам эту историю и даже дает пояснения по определению с сайта суда. Благодаря его словам мы можем по-другому взглянуть на ситуацию и понять, что она для нас приемлема. А вот если бы мы ничего не знали и сами постфактум нашли информацию об этих проблемах, то дело, скорее всего, закончилось бы отказом кандидату.
Когда нужно узнать об опыте на конкретном месте работы, всегда следует начинать с вопросов о компании. Нельзя изучать результат в отрыве от условий, в которых он достигнут, иначе восприятие информации будет искажено.
Например, вопросы могут быть такими:
Добивайтесь от кандидата конкретных цифр: это важно, чтобы понять, насколько он подходит под ваши требования.
Например, главный бухгалтер на интервью говорит, что ведет сразу несколько компаний одного холдинга. Если не знать масштабы этого холдинга, то можно подумать, что это какая-то гигантская структура, а главбух обладает потрясающим опытом. А когда начинаешь расспрашивать, то выясняется: там 7 юрлиц, из которых 6 с нулевыми балансами, и одно крошечное предприятие по продаже мебели с оборотом менее 20 миллионов рублей в год.
Или, наоборот, вы ищете бухгалтера для небольшой компании. На интервью выясняется, что кандидатка работала в гигантском агропромышленном холдинге с миллиардными оборотами. Ее роль — раздавать указания и проверять их выполнение. На прежнем месте работы у нее в подчинении была команда бухгалтеров, поэтому руками она уже сто лет ничего не делала. Логично предположить: такой кандидат вам, скорее всего, не подойдет.
Любой результат оценивайте только через призму условий, в которых он достигнут.
В предыдущем вопросе мы говорили о компании вообще, а в этом фокусируемся на рабочих задачах кандидата через детализацию. Важно не позволять собеседнику говорить общими категориями: «Все делал», «За все отвечал».
Переходите вместе с кандидатом от общего к частному. Например, инспектор по кадрам отвечает: «Я вел все участки кадрового учета». А вы уточняете: «О, классно, и вахту тоже вели?» Пусть вы нанимаете его в классический офис, где никакой вахты нет и быть не может. Этот вопрос на самом деле не про вахту: он позволяет кандидату сосредоточиться на том опыте, который у него действительно был. Инспектор по кадрам отвечает: «Ну, нет, вахту не вел, хотя в теории знаю. А вот это и это вел лично».
Важный нюанс: нельзя задавать подобные вопросы ироничным тоном. В голосе должно быть только искреннее любопытство и позитив, иначе кандидат подумает, что над ним насмехаются, и закроется.
На самом деле нас интересует информация, почему человек уволился с прежнего места работы. Но если задать такой вопрос напрямую, то можно попасть в болевую точку. Поэтому лучше упаковать вопрос в такую форму, которая комфортна для кандидата.
Часто люди пытаются отделаться формальными ответами, поэтому важно добиваться конкретной и правдивой информации. Например, кандидат утверждает: он покинул компанию, потому что сократили его отдел, или наступил кризис, или пришел новый руководитель со своей командой. Такие ответы ни о чем не говорят: речь в них идет о внешних обстоятельствах, за которыми не видно кандидата.
Поэтому уточняем, что конкретно произошло и как это касалось его должности. Если собеседник увиливает от ответа, то можно задать прямой стрессовый вопрос: «Давайте честно. Вас-то за что уволили?» Стрессовые вопросы вынуждают оправдываться. Из таких «оправданий» иногда и получается понять, что же произошло на самом деле.
Или человек объясняет, что ушел из-за смены собственника компании. Но новый владелец приобретает действующую компанию, персонал ему нужен. Советую не удовлетворяться формальным ответом, а разобраться, почему же уволили именно вашего кандидата. В идеале надо добиваться конкретного ответа, например: «Вызвали и сказали, что я неэффективен, потому что закрывал мало вакансий. Хотя я закрыл…» Причем такой «провальный» результат может вполне вас устраивать — просто помогите собеседнику это объяснить.
Если для позиции важно качественное образование, то стоит узнать:
Советую не использовать количественные оценки. Исключение — если вы огромная компания, которая может спокойно тратить миллионы на методистов. Ведь шкалу оценки и каждый параметр нужно расписать и обосновать.
Интервьюер не должен на глаз определять: «Ну… это где-то 4 балла из 10». Без четкой методологии количественная оценка больше похожа на гадание. Возьмите 10 интервьюеров: у каждого в голове будет свое понимание шкалы, поэтому их баллы будут различаться. Об объективности говорить не приходится.
Разработать такую методологию — большой труд. Это дорого. Поэтому я советую использовать поведенческую оценку, когда задаются некие образы поведения — что для нас хорошо, а что плохо.
Например, у рекрутера в арсенале есть положительная характеристика «настойчивый». Он может присвоить ее кандидату, если тот соответствует определенному образу поведения. Например, для нас настойчивость — это не спорить с заказчиком, если не согласен с его мнением, а объяснять возможные риски. Настойчивый сотрудник проговаривает мнение несколько раз, пока не убедится, что это осознанное, а не спонтанное решение. А после этого делает так, как решил заказчик. А вот говорить клиенту твердое «нет» при разногласиях с ним — это, в нашем понимании, негативное поведение. Это просто пример: сама по себе настойчивость — одно из требований, не имеющих универсального определения.
В результате мы нанимаем сотрудников, демонстрирующих поведение, которое считаем правильным. И вот чтобы рекрутер «узнавал» кандидата и мог оценить его, мы описываем негативные и позитивные образы поведения.
Дополнительно в чек-листе стоит фиксировать сам факт наличия навыка или опыта — писать ДА/НЕТ напротив соответствующих полей. Для оценки хард-скиллов, когда в чек-листе записан не конкретный вопрос, а только тема, можно использовать таблицу с тремя колонками:
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности