Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Кого включать в кадровый резерв и как избежать ошибок при его создании
Кадровый резерв помогает быстро находить сотрудников на ответственные должности. Рекрутеру не нужно отсматривать сотню резюме, проводить интервью и переживать, что новичок не вольется в коллектив. Звучит просто, но на деле возникают нюансы, так как формирование кадрового резерва — сложный процесс. Нужно поставить правильную цель, провести конкурс и еще желательно прокачать навыки резервистов.
О том, как правильно работать с кадровым резервом, поговорили с ex-HRD крупных компаний и экспертом в управлении человеческим потенциалом Анной Борисенко. Анна рассказала, как создать кадровый резерв и избежать ошибок при его формировании, а также почему закрывать резервистами все должности — плохая идея.
Кадровый резерв — это группа специально отобранных сотрудников с определенным опытом и потенциалом, которые могут претендовать на замещение более высокой должности или расширение зоны ответственности.
Существует 3 мифа о формировании кадрового резерва.
Это не всегда так. Зачастую кадровый резерв не ограничивается оценкой навыков сотрудников и отбором лучших для назначения на новые роли.
Как правило, процесс предполагает подготовку специалистов для замещения новых должностей с помощью специальной программы обучения. Только те, кто освоили курс, могут претендовать на новую роль.
Кроме того, компания не всегда нацелена на выявление сотрудников с высоким потенциалом. Иногда бизнесу нужны люди со сформированным уровнем компетенций.
В действительности компании могут расширять зону ответственности и функции сотрудников, а также предлагать более сложные задачи и проекты, не увеличивая грейд.
Это не так. Если на все должности назначать сотрудников только из кадрового резерва, рано или поздно компания начнет буксовать. Бизнесу всегда нужны люди с новой экспертизой и свежими взглядами. Только такие могут привести к серьезным изменениям.
Как правило, 80–90% должностей линейного и среднего менеджмента должны замещать внутренние кандидаты, остальные 10-20% — сторонние специалисты. На позиции топ-менеджмента следует нанимать не менее 50% кандидатов со стороны.
Внешний кадровый резерв — это база резюме специалистов, которые не работают в компании. Часто такой резерв создается сам по себе из кандидатов, которых рассматривали на открытые позиции. Также рекрутеры могут собирать такой резерв по просьбе руководства, чтобы понимать, каким специалистам можно предложить конкретную вакантную должность в будущем.
Часто внешний кадровый резерв — это успокаивающая иллюзия. Кажется, что если в базе десятки резюме под каждую руководящую должность, то и закрытие позиции пройдет быстро и гладко, ведь кто-то точно согласится принять оффер. На деле все не так гладко. Рекрутеры не учитывают 3 нюанса:
Внешний кадровый резерв — это лишь канал привлечения кандидатов, который как и другие источники может показывать разные результаты.
Во внутренний кадровый резерв входят текущие сотрудники компании, которые могут занять руководящую должность или роль с более широкой зоной ответственности.
Цели кадрового резерва должны вытекать из проблемы, которую компания хочет решить.
Формирование кадрового резерва позволяет:
Далее расскажу про порядок формирования кадрового резерва.
Цель должна быть четкой и синхронизированной с потребностями бизнеса. Такая цель позволяет определить:
Чтобы определить цель, оцените потребность бизнеса в сотрудниках на новые должности и подумайте, целесообразно ли закрывать эти позиции текущими специалистами.
Например, целью формирования кадрового резерва может быть подготовка сотрудников в качестве преемников на руководящие должности. Эта цель актуальна для компаний, где в ближайшее время не появятся менеджерские позиции, но сотрудникам важно развиваться. В таком случае подготовка может длиться 1–2 года.
Чтобы понять портрет участника программы, поговорите с заказчиками — руководителями подразделений, где могут занять новые должности обученные сотрудники. Важно выяснить:
На основе полученной информации нужно прописать портрет участника программы подготовки. В нем важно обозначить:
Эти характеристики станут основой для конкурсного отбора участников программы.
Чтобы в программу подготовки кадрового резерва попали сотрудники с высоким потенциалом и мотивацией, важно проводить конкурсный отбор. Его организаторами могут быть эйчары, T&D-менеджеры, представители бизнес-подразделений.
Первый этап конкурса — оценка анкет участников. Организаторы проверяют соответствие сотрудников, которые подали заявки, критериям утвержденного портрета. Например, часто компании нацелены на развитие молодых специалистов, поэтому запускают программу для сотрудников младше 35 лет. Либо целью кадрового резерва может быть замещение руководящих должностей специалистами, которые уже давно в компании. Тогда принимают только тех, кто отработал более 5 лет. Также обращают внимание на навыки и успехи сотрудника.
На втором этапе специалистам предлагают выполнить конкурсное задание. Это может быть участие в разных активностях:
В зависимости от того, как сотрудник проявил себя в испытании, организаторы оценивают, соответствует ли он портрету участника кадрового резерва и насколько у него сформированы компетенции, которые в будущем позволят расти.
На третьем этапе организаторы проводят глубинное интервью с каждым участником. Это нужно, чтобы перепроверить мотивацию специалиста и его готовность к обучению.
Далее организаторы выбирают лучших из лучших.
В справедливом конкурсе из 3–5 участников в программу попадает 1 человек.
На третьем шаге можно остановиться, если у компании нет ресурсов для подготовки кадрового резерва или бизнес устраивает текущий профессиональный уровень сотрудников. В таком случае достаточно оценить компетенции специалистов и самым подходящим предложить вакантные должности.
Если бизнес нацелен улучшить навыки участников резерва, целесообразно провести обучение.
За создание программы обучения отвечают эйчары или T&D-менеджеры. Они могут привлечь стороннего эксперта в области корпоративного обучения или бизнес-школу, которая поможет адаптировать готовый курс под потребности компании.
Чем выше грейд должностей, на которые готовят сотрудников, тем больше сторонних экспертов должны принимать участие в обучении.
Еще одно правило обучающей программы — чем на более высокие должности готовите специалистов, тем более общими и стратегическими должны быть знания. Например, кандидатов на роль тимлидов рекрутмента имеет смысл обучать бюджетированию. В то время как кандидаты на должности руководителей департаментов уже наверняка это знают. Им будет полезнее научиться управлять изменениями.
Программу следует разделить на периоды — семестры. После каждого семестра проверяйте знания участников и отчисляйте отстающих. Завершать обучение стоит итоговой работой. Это может быть решение бизнес-кейса, который актуален для компании и с которым сотрудник может столкнуться на должности, на которую претендует. Оценивая итоговую работу, организаторы проверяют, насколько хорошо специалист прокачал навыки и получится ли у него справиться с задачами на новой должности. Лучшим ученикам обычно предлагают новые роли.
Если в компании развито менторство, можно обойтись без специальной обучающей программы. Отобранные сотрудники могут учиться на опыте наставника — специалиста более высокого грейда.
Бывает, что в рамках подготовки нескольких специалистов готовят для одной должности и по итогам обучения выбирают лучшего, который и получает повышение.
Такая практика больше подходит компаниям, где в корпоративной культуре прослеживается соревновательный дух и стремление к единоличным победам. Если в вашем бизнесе сотрудники не настроены состязаться между собой и им нравится работать в команде, вряд ли у них получится проявить себя в подобном конкурсе.
Программа подготовки кадрового резерва бывает краткосрочной и долгосрочной. Краткосрочная рассчитана на карьерный рост сотрудника в период от 3 месяцев до 1 года после попадания в программу. Это наиболее результативный формат.
Долгосрочная программа представляет собой более масштабную подготовку специалистов в течение 1–2 лет. Зачастую каждого участника готовят в качестве преемника на определенную должность. Но в нынешней реальности, когда компании не могут позволить себе планировать на несколько лет вперед, такой вид подготовки встречается редко.
Документальное оформление кадрового резерва необходимо, чтобы обосновать затраты за обучение сотрудников перед бухгалтерией. Также это усиливает доверие специалистов к программе — когда работодатель юридически закрепляет создание кадрового резерва, команда понимает, что это не активность ради галочки, а серьезный целенаправленный процесс.
Какие документы пригодятся для оформления кадрового резерва:
В законах нет требований к формам этих документов, поэтому компания сама создает подходящий шаблон.
Главная метрика для оценки эффективности кадрового резерва — процент назначений. Она показывает, сколько сотрудников из тех, кто прошел обучение, были назначены на новые должности.
В идеале этот показатель должен быть равен 100%, но так бывает не всегда. Кто-то может добровольно выйти из программы, а некоторых отчисляют из-за неуспеваемости. Поэтому оптимальным значением можно считать 75%.
Нельзя обучить сотрудника и не предложить ему более высокую должность или расширенную зону ответственности. Это мощнейший демотивирующий фактор. Если сотрудник в текущей компании не сможет применить новые знания, с большой вероятностью он будет искать новую работу.
Это предвзятый метод, при котором команда не будет понимать, почему определенные сотрудники оказались в числе «избранных». Поэтому формирование кадрового резерва должно быть открытым: важно рассказать о конкурсе всей команде, чтобы любой желающий мог подать заявку.
Кроме того, часто бывает так, что руководитель не хочет, чтобы его сотрудник покидал подразделение и рос по карьерной лестнице, так как является незаменимым. Из-за этого специалисты с высоким потенциалом могут засиживаться на одном месте, потому что их руководители не заинтересованы в развитии сотрудников.
Руководители могут добавить в резерв тех, кто этого не хочет или не может выделить время на участие. Очевидно, что у сотрудника не будет мотивации учиться. Поэтому во время объявления конкурса подробно объясните сотрудникам:
Не нужно учить сотрудников новомодным трендам. Важно дать знания, которые помогут им эффективнее справляться с задачами на более высокой должности. Поэтому тщательно обдумывайте учебный план и предлагайте сотрудникам курсы, которые будут действительно полезны.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности