Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности

Чтобы не распугать команду кринжовыми конкурсами
Обычно первая ассоциация к слову «тимбилдинг» — это конкурсы на природе, корпоратив с караоке или поход в бар. Зачастую никто не понимает цели мероприятия, всем просто весело. Если тимбилдинг в вашей компании проходит так, вы рискуете потратить деньги и время впустую.
Head of HR в Pragmatica Лиза Успенская рассказала, зачем нужен тимбилдинг и каким он может быть, как провести нестыдное мероприятие и каких ошибок стоит избегать. Также Лиза поделилась несложными вариантами тимбилдинга, которые подойдут любой компании.
Тимбилдинг — это регулярные мероприятия, цель которых — построить и укрепить взаимоотношения сотрудников для развития бизнеса.
Тимбилдинг — один из 3 видов командообразующих мероприятий:
В русскоязычном пространстве термин «тимбилдинг» появился в 1980-е годы. За это время представление о нем менялось несколько раз и обрастало мифами.
Сплотить команду. Тимбилдинг помогает донести миссию и ценности компании, а также объединить сотрудников единой целью.
Улучшить взаимодействие сотрудников. С помощью тимбилдинга можно прокачать коммуникацию в команде и укрепить взаимопонимание. На мероприятиях сотрудники учатся давать конструктивную обратную связь, замечать токсичность и манипуляции в общении, лучше доносить мысли.
Найти решение проблемы. Тимбилдинг может быть посвящен решению конфликта или разбору сложной ситуации, когда сотрудники столкнулись с нарушением зон ответственности или токсичным общением.
Выявить слабые места в коммуникации. Эйчарам и руководству может казаться, что сотрудники отлично понимают друг друга и никогда не ссорятся. Но это не повод отказываться от тимбилдинга. Простое мероприятие на сплочение может вскрыть проблемы, о которых никто не подозревал.
Часто тимбилдинг — превентивная мера, которая предупреждает сбои внутри команды. Но есть ситуации, когда такие мероприятия особенно нужны:
Не нужно думать, что один тимбилдинг укрепит команду и все проблемы чудесным образом исчезнут. Такие мероприятия — это обезболивающее, которое притупляет симптом болезни, но не лечит ее причину. Нередко за конфликтами сотрудников стоят смазанные зоны ответственности, а нежелание высказывать свое мнение обусловлено тем, что к фидбэку все равно никто не прислушается. Поэтому тимбилдинг не снимает ответственность с руководства, которое должно совершенствовать процессы, а не зацикливаться на организации активностей.
В теории существует много классификаций тимбилдинга — расскажу о самых популярных.
Тимбилдинг бывает:
Командообразующие мероприятия могут проходить в разных форматах: онлайн, офлайн и смешанном.
Не обязательно создавать мероприятие, которое впишется в какой-то конкретный вид. Организация тимбилдинга — это творческий процесс, где нужно пробовать неожиданные идеи, а классификации — это база, от которой можно оттолкнуться.
Чтобы понять, какой тимбилдинг нужен сотрудникам, следует выявить проблемы команды. Это можно сделать с помощью пульс-опроса или понаблюдав за атмосферой в офисе и чатах. Например, вы заметили, что сотрудники часто жалуются руководителю или перекладывают ответственность. Это тревожный момент, который можно проработать на тимбилдинге.
Когда узкие места в коммуникации неочевидны, поможет мозговой штурм эйчар-команды. На обсуждение лучше пригласить руководителей отделов, чтобы вместе проанализировать положение дел в компании и выявить проблемные зоны для проработки.
Чтобы мозговой штурм дал результаты, предлагаю список вопросов, которым стоит уделить внимание:
Встреча может и не дать результатов. Но если есть ощущение, что тимбилдинг нужен компании, выдвиньте предположения: 1–2 проблемы, с которыми гипотетически могут сталкиваться сотрудники. Например, никогда не будет лишним прокачать умение давать экологичный фидбэк и еще раз донести до сотрудников ценности компании. Возможно, в ходе мероприятия вы заметите узкие места во взаимодействии команды.
Тимбилдинг не всегда должен охватывать всю команду. Бывает, коммуникация сильно проседает в одном отделе — для него и стоит организовать мероприятие. Также можно проводить тимбилдинг для нескольких сотрудников из разных отделов, например для дизайнеров и верстальщиков, если между ними часто разгораются конфликты.
Тимбилдинг может не стоить компании ничего или обойтись в миллионы. Поэтому важно оценить бюджет: это повлияет на выбор формата и содержание мероприятия.
Также стоит заранее определиться с организатором. В крупных компаниях тимбилдинг обычно организуют внутрикомы, в средних — эйчары, в небольших стартапах — кто угодно, начиная от эйчар-дженералиста и заканчивая фаундером.
Спланировать и провести мероприятие могут подрядчики. Они полезны в 4 случаях:
Формат тимбилдинга должен помогать справиться с проблемой, выявленной на первом этапе.
Выбирая формат, не забывайте, кто ваши сотрудники. Вспомните, чем они интересуются за пределами офиса, что обсуждают в чатах и как проводят отпуска. Это поможет организовать мероприятие, которое не выбьет коллег из колеи.
В сценарии следует указать:
Иногда на первых минутах тимбилдинга становится понятно, что участникам неинтересно. Тогда выручит запасной план. Не обязательно придумывать два абсолютно разных сценария — достаточно немного изменить основную идею. Например, внутриком запланировал лекцию по эмоциональному интеллекту с психологом, но сотрудники не настроены слушать и обсуждать свой опыт. Не стоит принуждать людей — лучше провести тренинг вместо лекции. Поэтому задача внутрикома — подготовить психолога к такому развитию событий, чтобы тот мог сориентироваться в ситуации.
Также на этом этапе нужно выбрать дату мероприятия и составить план анонсов. Обычно достаточно трех анонсов:
В первом анонсе о тимбилдинге следует рассказать:
В следующих анонсах не нужно описывать мероприятие во всех деталях. Важно напомнить дату, время и место тимбилдинга.
Если корпоративный тимбилдинг проходит онлайн, убедитесь, что все сотрудники имеют доступ к ресурсу. Также нужно провести тестовый запуск и проверить, что программа не зависает и не вылетает при совместном использовании. Если участникам понадобятся какие-то инструменты и программы, удостоверьтесь, что все умеют ими пользоваться. При необходимости подготовьте инструкции для сотрудников.
Когда тимбилдинг проходит офлайн, нужно:
Создать безопасное пространство. Каждый участник должен понимать, зачем проводится тимбилдинг, что нужно делать и кто будет присутствовать на мероприятии.
Подчеркивать важность любого мнения. Нужно донести до участников, что в процессе тимбилдинга нет правильных и неправильных ответов. Важно любое мнение, ведь очевидное для одного человека — это инсайт для другого.
Не оставлять без внимания тихонь. Часто неактивным сотрудникам дают отсидеться, но такая тактика точно не поможет человеку раскрыться. Важно ненавязчиво обращаться к таким людям в течение всего мероприятия: просить высказать мнение или давать несложную роль в игре. Так сотрудник поймет, что организаторы заинтересованы в его участии.
Фиксировать результат. В процессе тимбилдинга участники должны создать артефакт. Им может стать заполненная карта эмоций, кубок за победу в пейнтболе или гугл-документ с предложениями, как улучшить коммуникацию. Так сотрудники увидят, что их слова и действия важны для достижения цели, это усилит их мотивацию.
Количественные показатели — это соотношение участников мероприятия к общему числу приглашенных сотрудников, а также количество положительных и отрицательных отзывов.
К качественным показателям эффективности тимбилдинга я отношу удовлетворенность сотрудников и атмосферу в команде.
Чтобы оценить удовлетворенность, нужно провести анонимный опрос участников на следующий день после мероприятия. У сотрудников следует спросить:
Если большинство участников говорят, что тимбилдинг был полезен, делятся приобретенными инсайтами и готовы снова участвовать в таких мероприятиях, значит, событие удалось.
После серии тимбилдинговых мероприятий стоит обратить внимание на атмосферу в команде. Доброжелательную рабочую среду выдают 3 признака:
После анализа эффективности тимбилдинга презентуйте итоги мероприятия участникам и их руководителям. В отчете важно указать:
Обсуждение итогов тимбилдинга делает его рабочим инструментом для решения проблем и налаживания процессов.
Проводить хаотичные мероприятия без конкретной цели. Тимбилдинг должен быть не разовой акцией, а регулярным событием в жизни команды, которое направлено на проработку конкретной проблемы. Только тогда он принесет ощутимые результаты.
Например, я провожу тимбилдинг раз в неделю для всей команды, чуть реже могут быть мероприятия для части сотрудников. Оптимальную частоту выбирать вам с учетом нагрузки на эйчаров и бюджета. Но командообразующее мероприятие раз в две недели — обязательный минимум.
Не учитывать интересы команды. Если отделу разработки тяжело дается публичное обсуждение чувств, не нужно настаивать. Выбирайте варианты тимбилдинга, которые заинтересуют сотрудников, не вызовут стеснения и раздражения.
Не следить за временем. Тимбилдинг должен проходить в рабочее время и не занимать более 2 часов. Исключение — выездные мероприятия, которые могут длиться целый день, но даже в этом случае нужно давать команде передохнуть.
Не делиться результатами тимбилдинга. Если не подводить итоги мероприятия и не создавать план действий для укрепления результата, команда не поймет, зачем потратила время на тимбилдинг.
Вот несколько задумок, как провести тимбилдинг. Программа мероприятия должна учитывать интересы сотрудников — помните об этом.
Подготовьте как можно больше разных картинок. На них может быть изображено все что угодно: люди, города, природа, предметы, животные, абстракции.
Предложите каждому участнику подобрать одну картинку, которая лучше всего отражает его состояние. Затем сотрудники по очереди должны объяснить свой выбор: рассказать, чем их привлекла картинка и почему именно она совпадает с их настроением.
Попросите каждого участника назвать или написать два правдивых факта о себе и один неверный. Задача команды — отгадать, где истина, а где ложь.
Озвучьте участникам проблему, связанную с рабочими процессами, и предложите написать одну идею для ее решения на стикере.
Далее команда должна разложить стикеры по двум категориям: слева — похожие варианты решения проблемы, справа — необычные. В конце спросите у участников, какой стикер оказался для них самым интересным и неожиданным.
Командам на скорость нужно собрать пазл. Сложность в том, что у всех не хватает одного пазла: он находится в наборе противника и участники об этом не знают. Командам нужно договориться и обменяться подходящими кусочками. Выиграют те, кто быстрее всех соберет целую картинку.
В просторном помещении или на улице хаотично разложите «мины» — предметы. Участники играют в парах: один с завязанными глазами должен дойти до конца «минного поля», не задев ни один предмет, а второй его направляет с помощью слов. Игроку на поле запрещено ощупывать вещи и разговаривать.
Когда участник с завязанными глазами дошел до конца, игроки меняются ролями. Чтобы усложнить процесс, для каждого раунда меняйте расположение предметов.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности