Закрывайте больше вакансий за меньшее время
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности
В чем польза HR-бенчмарков и где взять исследование
Многие компании наблюдают за тенденциями развития рынка работодателей. Понимание, куда движется аналогичный бизнес, помогает корректировать собственную стратегию и принимать обоснованные решения.
Бенчмаркинг — пример законного способа узнать, как обстоят дела у конкурентов. Он может быть направлен на оценку всего бизнеса или отдельных функций, например маркетинга или HR.
Редакция Журнала Хантфлоу разобралась в сути бенчмаркинга, а также как его использовать в сфере управления сотрудниками. Статью проверила руководитель отдела кадров компании РОКВУЛ Антонина Прозорова.
Бенчмаркинг — это разновидность анализа компаний-конкурентов для оценки и оптимизации собственных бизнес-процессов.
В исследовании обычно участвует несколько сотен компаний. Они передают данные по показателям работы определенной функции или всего бизнеса провайдеру. Провайдером, как правило, является консалтинговая компания, которая имеет опыт проведения масштабных исследований.
Провайдер обрабатывает данные и публикует отчет с усредненными результатами показателей всех участников.
Провести бенчмаркинг самостоятельно невозможно. Во-первых, сторонние компании не передадут стороннему бизнесу свои показатели работы. Во-вторых, чтобы получить полезный отчет, нужно обработать огромный массив данных разных участников. У большинства компаний нет ресурса на это.
Бенчмаркинг часто путают с конкурентным анализом, когда компания оценивает, чем занимаются схожие бизнесы и каких результатов достигают. Это разные методы исследования, отличия которых раскрыты в таблице.
Выделяют 4 вида бенчмаркинга.
Стратегический бенчмаркинг представляет собой оценку потенциала разных отраслей экономики на основе данных участников исследования. Анализ помогает понять, в каком направлении развивать бизнес и к каким результатам стоит стремиться.
Это оценка компанией собственных показателей в динамике. Можно сравнивать результаты разных бизнес-юнитов между собой, чтобы выявлять отстающих. Также полезно отслеживать, как меняются показатели того или иного подразделения или всей компании от года к году.
Подвид внутреннего бенчмаркинга. Помогает оценить, как устроен один и тот же процесс в разных бизнес-юнитах компании, выявить системные ошибки и зоны для улучшения.
Дает возможность оценить положение компании на рынке среди конкурентов. За эталон для сравнения берутся усредненные данные конкурентов, участвовавших в исследовании.
С помощью внешнего бенчмаркинга можно оценить систему управления сотрудниками, маркетинг, продажи и другие функции бизнеса. Об HR-бенчмаркинге и пойдет речь в статье.
Бенчмаркинг — это ориентир для развития бизнеса. Метрики прямых и косвенных конкурентов помогут постоянно отслеживать ситуацию на рынке и реагировать на вызовы.
Прямыми конкурентами являются те, кто создает аналогичный вашему продукт. Косвенными — компании, куда чаще всего уходят ваши сотрудники или, наоборот, откуда хантите вы. Например, даже девелоперской компании нужны айтишники. Нанимать их можно из компаний этой же сферы либо присмотреться к специалистам из технологических корпораций.
Также бенчмаркинг помогает оценить «масштаб бедствия» в компании и понять, изменения в каких процессах нужны в первую очередь.
Метод бенчмаркинга позволяет решать следующие задачи:
Обычно в бенчмаркинге участвуют компании из семи сфер:
Зачастую в исследовании принимают участие зрелые крупные и средние компании с развитой функцией C&B и оргдизайном, поэтому многие метрики для стартапов будут нерепрезентативными.
Главные группы метрик, которые отражены в отчете:
Многие провайдеры не просто предоставляют разрозненные данные, а с помощью схем объясняют, как показатели взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Инструменты бенчмаркинга — это таблицы, с помощью которых провайдеры получают информацию от участников исследования.
В таблицах всех провайдеров первые графы посвящены общим данным о компании:
Далее в таблице представлены формулы для расчета показателей, которые будут сравниваться в отчете, и поля для ввода конечных значений.
Формулы для расчета одного и того же показателя у разных провайдеров могут различаться. Например, одни провайдеры в численность команды могут включать только сотрудников, которые работают по трудовому другому. Другие же могут учитывать специалистов, нанятых по гражданско-правовому договору. Подход к расчетам провайдеры описывают в методологии бенчмаркинга.
Создание отчета состоит из 4 этапов и в среднем занимает 3–6 месяцев. Точная продолжительность зависит от количества заявленных метрик и цели бенчмаркинга.
В состав участников обычно входят 2 группы компаний:
Участники получают письмо-приглашение от провайдера. В нем рассказано:
Участники заполняют таблицы с метриками, которые прислал провайдер. Этот этап самый трудозатратный для бизнеса, так как сначала нужно собрать аналитику, а затем произвести расчеты.
Аналитики провайдера проверяют данные, которые прислали компании. Если они заметят ошибки или нестыковки, могут запросить уточнения и помогут верно рассчитать показатель.
Затем провайдеры усредняют данные, создают общий отчет и распределяют данные по референтным группам. Референтная группа — это набор компаний, которых провайдер сравнил между собой по просьбе кого-либо из участников. Например, референтную группу могут составлять компании определенного масштаба из одной отрасли.
Провайдер предоставляет отчет всем участникам бенчмаркинга. Крупные провайдеры организуют презентацию исследования. Они рассказывают о методологии отчета, результатах и трендах.
Когда провайдеры собирают данные от участников бенчмаркинга и анализируют их, они руководствуются тремя принципами.
Чтобы получить доступ к отчету, компания должна сама принять участие в исследовании. Иначе стоимость отчета станет выше в несколько раз или будет доступна только краткая версия.
Участие в бенчмаркинге в зависимости от вида и объема исследования может стоить от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов рублей.
На стоимость бенчмаркинга влияет:
Есть провайдеры, которые бесплатно делают отчеты, похожие на HR-бенчмаркинг. Например, рекрутинговая компания Get experts ежегодно издает обзор рынка труда и заработных плат. Там собраны тенденции отраслей и средние зарплаты сотрудников разных специальностей. Но любой бесплатный отчет уступает по методологии, объему и содержанию платной версии, поэтому к такому инструменту нужно относиться с осторожностью.
При выборе провайдера для участия в бенчмаркинге определите цель, которая перед вами стоит, и решите, знание каких показателей вам необходимо для ее достижения.
Также обратите внимание на следующее:
Провайдеры, которые делают HR-бенчмаркинги:
Действия зависят от того, какую цель вы планировали достичь, зная результаты исследования.
После того как получили отчет:
Используя результаты бенчмаркинга управления персоналом, компании совершают 2 типичные ошибки.
В разные годы сравнивают свои показатели с бенчмаркингами разных провайдеров. Если решили использовать бенчмаркинг, стоит ориентироваться на исследования одного и того же провайдера. Аналитики могут использовать разные методологии, поэтому принципы и формулы расчета одних и тех же метрик могут различаться.
Неверно интерпретируют метрики и не учитывают взаимосвязь показателей. Например, в бенчмаркинге может быть указано количество корпоративных юристов на 100 сотрудников. Кажется, если у конкурентов из вашей сферы такого же масштаба работают 3 специалиста, то и вам надо столько же. Но такие рассуждения — ошибка, потому что количество корпоративных юристов зависит не от численности сотрудников, а от числа юридических лиц, которые работают под брендом бизнеса. Или, возможно, конкурент активно привлекает сторонних партнеров для юридического сопровождения. Поэтому каждый показатель важно оценивать критически и анализировать, что на него влияет.
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR.
Нас читают более 35 000 ваших коллег — присоединяйтесь к хорошей компании.
Хантфлоу — профессиональная программа для рекрутинга, которая помогает освободить время рекрутера, систематизировать процесс подбора и автоматизирует формирование отчетности