Владислав Цыплухин, директор по продукту ИД «Комитет» (издатель vc.ru, TJournal и DTF) рассказал о том, как компании будут бороться за сотрудников после карантина, чего не хватает в удаленной работе и как изменится роль HR-отдела.
Подпишитесь на рассылку Хантфлоу
Два раза в месяц мы будем присылать вам свежие статьи, полезные кейсы, подкасты, анонсы событий и интервью со звездами HR
«Новая реальность» для нас уже давно стала нормой, потому что в последние годы являлась единственно возможной формой выживания. На постоянной основе с нами работают люди из 18 городов России, СНГ и Польши. 70% коллектива — удаленные сотрудники.
Распределенная коммуникация в виде задач и писем лучше бесконечных встреч. А необходимость физического присутствия и рабочие графики — неоправданные хотелки менеджеров.
Skype существует с 2003 года, но для взрыва видеосвязи и осознания, как много возможностей она открывает, понадобилась остановка всего мира. Хоть какие‑то от всего этого преимущества.
Часть людей, конечно, останется в офисах. Нельзя игнорировать тех, кому нравится эта форма, и тех, у кого условия дома не позволяют работать. Но сами офисы будут уменьшаться, в них увеличится процент рабочих мест без привязки к человеку.
Опросы удаленных сотрудников будут показывать, что больше всего им не хватает неформального общения с коллегами. Чтобы в очередной раз отличиться, компании начнут инвестировать в места для встреч: библиотеки, антикафе, спортивные центры, развлекательные лагери, экоотели.
Проблема профессионального выгорания вырастет у тех, кто привык заниматься самокопанием, когда остается в одиночестве. В компаниях появятся психологи, которые будут заниматься вопросами самоопределения.
Лояльность и ощущение полноценности удаленного сотрудника не купить за соцпакет. Они формируются только через понимание, где находится и куда движется бизнес.
Компаниям придется стать более прозрачными, лучше объяснять свои решения и публиковать цифры. Это единственная возможность виртуально объединить людей в профессиональную сеть. Прозрачность передового менеджмента, как в «Додо пицце», когда все цифры доступны в моменте, скоро станет не инновацией, а необходимостью.
Руководители столкнутся с неожиданным эффектом: они наконец‑то познакомятся со своими сотрудниками. Публичная корпоративная коммуникация добьет оставшиеся иерархии и даст каждому человеку в руки микрофон, чего многие боятся как огня.
В новом мире объединения из 10–15 человек будут иметь такую же силу голоса, как и топ-менеджеры. По уровню влияния на корпоративную культуру я бы сравнил это с изменениями, которые блогеры принесли в журналистику.
Компании поймут, что теперь они классическое комьюнити. Только HR-отдел не вывезет коммуникации, потому что им не хватит соответствующих компетенций. Ведь инструменты — это только начало, главный вопрос — как встроиться в процессы и что в них дистрибутировать.
Чтобы подменить офисную жизнь и сохранить «химию», нужно в десятки, а то и сотни раз больше импульсов и контента. Единственный способ его получить — сделать так, чтобы его генерировали сами люди.
Внутри HR вырастут большие подразделения коммуникаций новой формы. Они будут состоять не из копирайтеров и поздравлений с днем рождения, а из продуктологов, геймификаторов, сторителлеров и тех, кто знает о комьюнити-менеджменте чуть больше, чем перевод с английского языка. Компании будут вынуждены конкурировать за внимание людей с социальными сетями и другими платформами.
От мантры «Лишь бы клиенту было хорошо» перейдем к «Клиенту хорошо, когда сотрудник счастлив и понимает свою роль и значимость». Если не вы сами возглавите внутри себя эту революцию и решите обойтись оснащением рабочего места, то на выходе получите кучу кланов с расфокусированным вниманием, которые распределятся по чатам и будут воевать между собой.
Начните анализировать информационное взаимодействие внутри. Как компания общается с коллективом, какую обратную связь получает, есть ли анонимные опросы, где люди общаются между собой, какие инструменты используют и как вытащить их на свет. Этот процесс занимает не один год, потому что все предыдущие годы всему этому не уделяли должного внимания. Дальше будет гораздо дольше и гораздо дороже.